Благовестник

Суббота, 27.04.2024, 07:29

Приветствую Вас Гость | Главная | библиотека | Регистрация | Вход


Главная » Файлы » Библеизмы

Библеизм
16.07.2010, 01:34

Слова из Библии ставшие крылатыми

 

 

Беден, как Лазарь. Петь Лазаря.

Выражение возникло из Евангелия (Лука 16, 20-21), из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие-калеки, выпрашивая подаяние, пели «духовные стихи» и особенно часто «стих о бедном Лазаре», созданный на сюжет евангельской притчи. Стих этот пелся жалобно, на заунывный мотив. Отсюда пошли выражения «петь Лазаря», «прикидываться Лазарем», употребляемые в значении: жаловаться на судьбу, плакаться, клянчить.

Арина Федотовна: Он братцу Лазаря поёт да шутки разные подводит, а тот ему и верит (А.Н. Островский. Не в свои сани не садись, 2, 3).

- А деньжищев у него много, я знаю. Со мной Лазаря петь нечего, меня не проведёшь (И.С. Тургенев. Несчастная, 11).

 

Блаженны миротворцы

Слова Иисуса (Матф., 5, 9). Выражение относя к людям, которым удалось кого- либо примирить.

- Вот и всё! – сказал председатель. – И суда никакого не нужно. – Он облегчённо вздохнул… потёр руки и сказал: - Блажени миротворцы (А.П. Чехов. Неприятность)

 

Блудница вавилонская

Выражение возникло из Апокалипсиса (17, 1 и 5).

Старик был возмущён: в голосе его звучала досада, злоба, даже слёзы… - Ведь она испортила тебя… Ах, блудница вавилонская!.. (М. Горький. Фома Гордеев, 5)

Блудный сын

Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне (Лука, 15, 11-32). Выражение употребляется в значении: человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях.

- Вы никогда не думали о том, чтобы женить вашего блудного сына Анатоля? (Л.Н. Толстой, Война и мир, 1,1,1).

- Да как же вдруг этакое сокровище подарить!.. Ты мот, ты блудный сын… (И.А. Гончаров. Обрыв, 2,7).

 

Божию милостию

Выражение из 1-го послания апостола Павла к коринфянам (3 ,10). В литературе выражение употребляется в значении: имеющий врождённый дар.

Трудись! Кому вы вздумали

Читать такую проповедь.

Я не крестьянин-лапотник –

Я божиею милостью

Российский дворянин!

(Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо, 1, 5, Помещик)

 

Бросать камень

Выражение «бросать камень» в кого-нибудь в смысле обвинять возникло из Евангелия (Иоанн, 8, 7); Иисус сказал книжникам и фарисеям, которые, искушая его, привели к нему женщину, уличённую в прелюбодеянии: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень».

- А по-моему, так вы, со всеми вашими достоинствами, не стоите мизинца этой несчастной девушки, в которую вы камень бросаете (Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание, 4, 2)

 

Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

Слова Иисуса, обращённые к апостолам (Матф., 10, 16). Т.е. руководствуйтесь в своих поступках разумом, но не теряйте душевной чистоты.

…- отдайте искусству всё, молитесь и поститесь, будте мудры, и, вместе, просты, как змеи и голуби… (И.А. Гончаров. Обрыв, 1, 17).

 

В поте лица

Изгоняя Адама из рая, Бог сказал ему: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Бытие, 3, 19). Выражение употребляется в значении: усердно трудиться, тяжким трудом добывая хлеб.

Каков шут Дельвиг, в круглый год ничего сам не написавший и издавший альманах в поте лиц наших (А.С. Пушкин. Письмо П.А. Вяземскому 2 января 1831 г.).

- Хочу… своим трудом жить, в поте лица (А.П. Чехов. В ссылке).

 

Вавилонский плач. Вавилонское пленение. Вавилонская тоска.

Выражение возникло из 136-го псалма, в котором говорится о тоске иудеев, находившихся в вавилонском плену и с плачем вспоминавших о своей родине.

О Трубецкой и Волконской

Дедушка пел и вздыхал,

Пел – и тоской вавилонской

Келью свою оглашал.

(Н.А. Некрасов. Дедушка.).

 

 

Вавилонское столпотворение

Выражение возникло из библейского рассказа о попытке построить в Вавилоне башню, которая должна была достигнуть неба. Когда строители начали работу, разгневанный бог «смешал язык их», они перестали понимать друг друга и не могли продолжить постройку (Быт. 11, 1-9). (Церков.-слав.: столпотворение – строение столпа, башни.) Употребляется в значении: беспорядок, шум, суматоха.

…посмотрели бы вы, в каком виде принял я нынешнее место! Вообразите, что ни один канцелярский не умел порядочно буквы написать… словом сказать: это был ужас! Столпотворение вавилонское.

(Н.В. Гоголь. Утро делового человека, 4)

 

 

Валаамова ослица

Выражение возникло из библейского рассказа о Валааме, ослица которого однажды заговорила человеческим языком, протестуя против побоев (Числа, 22, 27-28). Употребляется иронически в применении к молчаливым и покорным людям, неожиданно заговорившим, запротестовавшим.

- Ну, теперь тебе удовольствие будет, и именно на твою тему, рассмеёшься. У нас Валаамова ослица заговорила, да как говорит, как говорит! Валаамовой ослицей оказался лакей Смердяков.

(Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы, 1,3,6).

 

 

Валтасаров пир. Жить Валтасаром.

Выражение возникла из рассказа о пире у халдейского царя Валтасара (Балтазара) (Книга пророка Даниила, 5), во время которого таинственная рука начертала на стене письмена, предвещавшие гибель царю; в ту же ночь Валтасар был убит, и его царством овладел Дарий Мидянин. Употребляется в значении: весёлая, легкомысленная жизнь во время какого-либо бедствия. «Жить Валтасаром» - беспечно роскошествовать.

- Ты, Петя, как я умру, съезди ко мне в Живновку! Увидишь, каким я там Балтазаром жил. (М.Е. Салтыков-Щедрин. Два отрывка из «Книги об умирающих», 1).

Провал и успех. Декокт и Валтасарово пиршество. (А.И. Куприн. Гад).

 

Вера без дел мертва

Цитата из послания апостола Иакова (2,20)

Вера без дел мертва есть, а дела без веры – ещё хуже, одна только трата времени и больше ничего. (А.П. Чехов. Дуэль, 16)

 

Взявшие меч – мечом погибнут

Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут – выражение из Евангелия (Матф., 26, 52).

Эти слова в несколько измененном виде сценаристы вложили в уста Александра Невского: «Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет.». (П.А. Павленко. Александр Невский. Киноповесть).

 

Вкушая, вкусих мало меду и се аз умираю

Цитата из церковнославянского текста Библии: «Вкушая, вкусих мало меду, омочив конец жезла,иже в руку моею, и се аз умираю». По-русски «я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот, я должен умереть.» (1 книга царств, 14, 43).

Цитата поставлена эпиграфом к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцири».

Поздно вижу я, что искал света и тепла там, где только был один заводящий в трясину блеск, и что вместо полной чаши, которую я хотел выпить, я, «вкушая, вкусил мало меду и се аз умираю». (Н.С. Лесков. Детские годы, 1).

Власти предержащие

Цитата из церковно-славянского текста Послания апостола Павла к римлянам (13, 1-5) о повиновении властям: «Всяка душа властем предержащым да повинуется: нeсть бо власть аще не от Бога», в современном переводе: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога». По церковно-славянски слово «предержащий» значит: главный, высший. Выражение это употребляется иронически в значении: начальство.

…сей акт (он ударил рукой по лежавшим на столе бумагам) составлен мною, и предержащие власти в свидетели приглашены… (И.С. Тургенев. Степной король Лир, 12)

Я догадался, что, вероятно, и старуха и эта красавица боятся каких-нибудь утеснений со стороны «предержащих», и поспешил её успокоить (А.И. Куприн. Олеся, 3).

 

 

Волк в овечьей шкуре

Выражение возникло из Евангелия: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матф., 7, 15). Употребляется как характеристика лицимера, скрывающего свои дурные намерения под маской добродетели.

 

Воскрешение [воскресение] Лазаря

Выражение, возникшее из евангельского рассказа об одном из чудес Иисуса, воскресившего Лазаря на четвёртый день после смерти (Иоанн, 11, 38-44). Употребляется в значении: выздоровление после тяжелой болезни; возобновление чего-либо старого, забытого.

Это – романтизм, а он – давно скончался. Очень сомневаюсь, что сей Лазарь достои воскресения (М. Горький. В.Г. Короленко. – Собр. Соч., т. 15, с. 37)

 

Врачу, исцeлися сам

Выражение из церковно-славянского текста Евангелия (Лука, 4, 23); в современном переводе: «врач! исцели Самого Себя». Употребляется в значении: прежде чем осуждать других, исправься сам.

Да, позвольте узнать: что значит и ваш разбор альманаха «Моё новоселье», который так счастливо сравнили вы с тощим котом, мяукающим на кровле опустелого дома? Сравнение очень забавно, но в нём не вижу ничего важного. Врачу! Исцелися сам! (А.С. Пушкин. Письмо к издателю).

 

 

Всему своё время, и время всякой вещи под небом.

 

Цитата из Екклезиаста, 3, 1.

 

Нравы… изменились ещё более, чем здания, и тоже, может быть, не во всех отношениях к лучшему. Перебирать и критиковать этого не будем, ибо "всякой вещи своё время под солнцем” (Н.С. Лесков. Печёрские антики, 1).

 

 

Всякое даяние благо

 

Выражение из Послания апостола Иакова (1, 17).

 

Конечно, Княжна Зизи [повесть В.Ф. Одоевского] имеет более истины и занимательности, нежели Сильфида. Но всякое даяние Ваше благо… во всяком случае, Сильфиду ли, Княжну ли, но оканчивайте и высылайте (А.С. Пушкин. Письмо В.Ф. Одоевскому, ноябрь – декабрь 1836 г.).

 

 

Всякой твари по паре

 

Так шутливо говорят о смешанном, пёстром составе людской группы, толпы, общества. Выражение возникло на основе библейского рассказа о всемирном потопе (Бытие, 6, 19-20; 7, 1-8).

 

- мало ли кто ко мне ходит: учреждён ковчег, и лезет всякой твари по паре, а нечистых пар и по семь (Н.С. Лесков. Бесстыдник).

 

- Еду я на конке… Вагон битком набит: тут и дамы и военные, и студентки, и курсистки - всякой твари по паре (А.П. Чехов. Пассажир 1-го класса).

 

 

Выпить чашу до дна

 

Выражение возникло из Исаия, 51, 17: "Воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из рука господа выпил чашу ярости его, выпил до дна чашу опьянения, осушил”. Употребляется в значении: идти в чём-либо до конца, перенести все неприятности.

 

Мы на минуту умолкли… Но я решился выпить чашу до дна и первый прервал молчание (М.Е. Салтыков-Щедрин. Господа Молчалины, 3).

 

Всё мы, бедные, изведали,

Чашу выпили до дна.

(Н.А. Некрасов. Филантроп.)

 

 

Глас вопиющего в пустыне

 

Выражение из Исаия, 40, 3; цитируется: Матф., 3, 3; Марк, 1, 3; Иоанн, 1, 23. употребляется в значении: напрасный призыв к чему- нибудь, оставшийся без ответа, без внимания.

 

Убеждённость писателя питается исключительно уверенностью в восприимчивости читателей, и там, где этого условия не существует, литературная деятельность представляет собой не что иное, как беспредельное поле, поросшее волчецом, на обнажённом пространстве которого раздаётся голос, вопиющий в пустыне (М.Е. Салтыков-Щедрин. Мелочи жизни,Читатель).

 

 

Голиаф

 

Так называют человека очень высокого роста и большой физической силы, по имени филистимлянского богатыря – великана, которого Давидубил камнем, брошенным из пращи (1-я Книга Царств, 17).

 

Шаги его бесшумны, рукопожатия слабы. Глядя на него, забываеш, что он могуч, как Голиаф …не верится, что он силён и тяжёл (А.П. Чехов. Драма на охоте).

 

 

Гробы окрашенные

 

Выражение из Евангелия (Матф., 23, 27), где лицемеры уподоблены повапленным, то есть окрашенным гробам, которые с наружи кажутся красивыми, а "внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты”. Выражение это применяется ко всему лицемерному, ничтожному, бессильному, прикрывающемуся наружным блеском.

 

…кто из нас в 19 лет не бросался очертя голову вослед отцветающей кокетке,  которых слова и взгляды полны обещаний и души которых подобны выкрашенным гробам из притчи. Наружность их – блеск очаровательный, внутри смерть и прах (М.Ю. Лермонтов. Княгиня Лиговская, 5).

 

 

Труба иерихонская

 

Выражение из книги Иисуса Навина, 6. Употребляется в значении: громкий, трубный голос.

 

Его весь Петербург знает. Во-первых, так толст, что у него руки на животе не сходятся… При этом огромного роста, рыжий, и голос,как труба иерихонская (А.И. Куприн. Молох, 2).

 

 

Избиение младенцев

 

Выражение из Евангелия: царь иудейский Ирод повелел умертвить всех младенцев в Вифлееме после того как  узнал от волхвов о рождении Иисуса (Матф., 2, 1-5 и 16). Употребляется как определение жестокого обращения с детьми, а также когда шутливо говорят о строгих мерах, применяемых по отношению к кому-либо вообще.

 

Юные поэты… не без волнения пробегают четверговые номера "Русской почты”, в которых Илья Платонович… производит еженедельное избиение литературных младенцев (А.И. Куприн. По заказу).

 

 

 

Изгнать из храма

 

Когда Иисус пришёл в Иерусалим в храм и, увидя там толпу продающих и покупающих скот, возмутился, сделал из верёвок бич и выгнал всех торгующих, овец и волов и опрокинул у менял столы сденьгами (Матф., 21, 12; Марк, 11, 15; Лука, 19, 45; Иоанн, 2, 14-15). Выражение это употребляется в значении: изгнать откуда-нибудь недостойных.

 

До тех пор, пока не будут высланы торговцы из храма, храм искусства не будет храмом. Искусство будущего изгонит их (Л.Н. Толстой. Круг чтения, 31 августа).

 

 

Имя им легион

 

Выражение из Евангелия. Бесноватый на вопрос Иисуса: "Как тебе имя?” – сказал: "Легион”, потому что много бесов вошло в него” (Лука, 8, 30; Марк, 5, 9). Легион – подразделение римской армии в шесть тысяч человек; в Евангелии это слово употребляется не в смысле определённого числа, а в смысле огромного количества; в этом значении выражение и стало крылатым.

 

- Да, если много таких художников, как я, - сказал Райский, - то таких артистов, как вы, ещё больше: имя им – легион (И.А. Гончаров. Обрыв, 2, 15).

 

 

Ищите и обрящите

 

Выражение из церковно-славянского текста Евангелия (Матф., 7, 7; Лука 11, 9); по-русски: ищите и найдёте.

 

Вообще не клеится мой фельетон… Пригласите другого фельетониста. Ищите его и обрящите (А.П. Чехов. Письмо Н.А. Лейкину 10 ноября 1883 г.).

 

   читать ещё


При создании использована книга: Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. "Крылатые слова" Москва, издательство "Правда", 1986 г.

Категория: Библеизмы | Добавил: blagovestnik
Просмотров: 11556 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Форма входа

Спасение:

Гocпoдь Ииcyc, я нуждаюсь в Тебе. Благодарю Тебя за смерть на кресте за мои грехи. Я открываю дверь моей жизни и принимаю Тебя как моего Спасителя и Господа. Благодарю Тебя за прощение моих грехов и за дар вечной жизни. Возьми мою жизнь в Свои руки. Сделай из меня такого человека, каким Ты хочешь меня видеть. Благодарю Тебя, Великого Бога: Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

Поиск

Орфография

Система Orphus

Внимание!

Все материалы, находящиеся на данном сайте, были найдены в сети интернет, как свободно распространяемые или добавлены пользователями сайта. Если вы являетесь автором материала и вы против появления его на этом сайте ( либо против размещения его в таком виде) , пожалуйста, напишите администратору .

Облако тегов

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0