Иоанн Креститель последний из пророков Ветхого Завета, о котором Исайя
предсказал, как о гласе вопиющего в пустыне для приготовления пути Господу» (Ис.
40:3; Срав. Мат. 3:3), а Малахия, как об Ангеле Господнем, который должен
приготовить Ему путь (3:1 срав. Мат. 11:10) и как об Илие (4:5 срав. Мат.
11:14).
По свидетельству Иисуса, Иоанн — самый великий из всех рожденных женами В
Ветхом Завете (Мат. 11:11). Иоанн родился, согласно предсказанию ангела, от
престарелых Захарии и Елисаветы, которые происходили из священнического рода, и
посвящен с самого начала своей жизни на служение Богу (Лук. 1:15). Уже в утробе
матери он возрадовался Мессии, Который родился б месяцев спустя после его
рождения (Лук. 1:23,44). Когда его обрезали, то, по повелению ангела, нарекли
ему имя Иоанн — Иегова милосерд — ибо он должен был приготовить проповедью народ
к приближающемуся царству благодати (Лук. 1: 63).
Он рос в пустынях до дня явления своего Израилю, в 15-й год царствования
Тиверия, приблизительно в 29г. по Р.Хр. (Лук. 1:80; 3:1). В Иудейской пустыне он
начал собирать вокруг себя толпы людей, действуя на них своей строгой и
аскетической жизнью и, особенно, своей проповедью покаяния в духе и силе Илии.
Он без снисхождения обличал грехи каждого (Лук. 3:7 и дал.), проповедуя крещение
покаяния для прощения грехов ( Map. 1:4) и направляя людей к Крестящему Духом
Святым — Христу (Лук. 3:16). Иоанн указывал на Него, как на Агнца Божия,
берущего на Себя грех мира (Иоан. 1:29), Которого он узнал через откровение, во
время крещения (Иоан. 1:33 и дал.).
Иоанн продолжал свою деятельность недолгое время после выступления Иисуса
Христа (Иоан. 3:23; 4:1). Он учил своих учеников поститься (Мат. 9:14) и
молиться (Лук. 11:1) и пользовался всеобщим почтением (Лук. 3:15); синедрион
посылал к нему посольство (Иоан. 1:19 и дал.); Ирод с удовольствием слушал его и
многое делал, по его совету ( Map . 6:20). Но Иоанн все положил к ногам Иисуса
Мессии, Которому должно было расти, а ему (Иоанну) умаляться. Как радуется друг
жениха, когда подводит невесту к жениху, так радовался и Иоанн, когда видел всех
уходящих от него к Иисусу (Иоан. 3:23).
Ирод Антипа посадил Иоанна в тюрьму за то, что тот обличал его (Лук. 3:20), а
потом велел отрубить ему голову по настоянию дочери Иродиады (Мат. 14:3 и дал.).
О посольстве, которое Иоанн отправил из тюрьмы к Иисусу с вопросом: «Ты ли тот,
Которому должно прийти, или ожидать нам другого?» Многие думают, что оно было
послано по причине сомнения у Иоанновых учеников; но другие считают (что
вероятнее), что сомнение самого Иоанна понудило его послать это посольство. Пока
он находился там во тьме и ничего не слышал о том царстве, которое должен был
основать Мессия, сомнение начало омрачать его, и он обратился к Иисусу, чтобы
Тот рассеял его сомнения. При всем своем светлом понятии о новозаветных истинах
он все-таки находился в рамках Ветхого Завета, и поэтому пережил ту же
внутреннюю борьбу, что и близкие ученики Иисуса (Мат. 20:20 и дал.; Лук, 24:21;
Деян. 1:6). Возможно, он также хотел воспользоваться этим случаем, чтобы,
разрешив свои сомнения, посылать от себя к Иисусу тех из учеников, которые еще
оставались при нем.
|