Синедрио́н, высшее государственное учреждение и судилище евреев, находившееся в Иерусалиме и состоявшее из 71 или 72-х членов.
По своему составу синедрион представлял собою вид аристократического сената, члены которого назначались, по-видимому, кооптацией из лучших саддукейских (священнических) и фарисейских родов. Председателем синедриона был, созывавший собрания. Местом собрания, по мнению талмудистов, была зала при иерусалимском храме, но в особенных и крайних случаях собирались в доме а (Mф.
26, 3; Иоан. 18, 24).
По разрушении Иерусалима синедрион был уже не судилищем, а школою или академией закона. Последний глава синедрион, Гамалиил V, при Феодосии II лишен был всех прав, и с его смертью в 425 г. исчез последний след древнего синедриона.
Обсуждению синедриона подлежали важнейшие дела (менее важные решались в низших судилищах, которые были в многих городах), напр. вопросы о войне и мире, о замещении правительственных должностей, дела апелляционные, определение новолуний, учреждения богослужебные, суждения о дееспособности священников, о городских и церковных строениях и т.п. Влияние синедриона простиралось и на царя. Хотя о царе и говорится, что он не судим и не подлежит суду, но в принципе синедрион удерживал свою судебную власть и касательно царя. Без его согласия царь не мог начинать войны.
До покорения Иудеи римлянами синедриону принадлежало право жизни и смерти, но с этого времени власть его была ограничена: он мог произносить смертные приговоры, но для исполнения их требовалось согласие римского правителя. Именно поэтому после осуждения на смерть синедрионом Спаситель был направлен к римскому прокуратору Понтию Пилату.
|