А́нгелы (греч. "а́нгелос" - вестник) это слово в основном тексте
(евр. малах, греч. ангелос) собственно означает: вестник или посланник; оно
часто употребляется в Библии, когда речь идет об обыкновенных вестниках или даже
известиях (Мат. 11:10; Лук. 7:24; 9:52; Иов. 1:14; 1 Цар. 11:3; в русском
переводе — вестник, посол и др.); о пророках (Агг. 1:13; евр. Аггей — ангел
Господень); священниках (Мал. 2:7); о всем израильском народе (Ис. 42:19), а
также о неодушевленных предметах (Пс. 103:4) и о слугах сатаны во 2 Кор. 12:7 и,
может быть, в Пс. 77:49.
В обыкновенном значении, т. е. вестник, слово ангел употребляется также, когда
говорится об Ангеле завета (Мал. 3:1) и о пастырях христианских церквей —
«ангелы семи церквей» (Отк. 1:20; 2:1,8). О выражении Павла в 1 Кор. 11:10 см.
«Покрывало».
Обыкновенно словом ангел в Библии обозначается особый род разумных
существ. Ангелы в собственном значении слова — существа другого порядка, чем
люди: они окружают Бога; или Бог пользуется ими как орудием в управлении миром;
через них Он помогает отдельным лицам и народам (Мат. 1:20; Дан. 10:13). Они —
или настоящие духи (Евр. 1:14), или имеют тонкое невесомое тело (Срав. ни Луки
20:36 с Филипп. 3:21), но мы знаем, что они не имеют такого вида, как люди и у
«их не существует различных полов (Мат. 22:30). Без сомнения, они были созданы
задолго до сотворения земли. В книге Иова 38:7 говорится о том, что утренние
звезды ликовали и все сыны Божий славили Бога, когда Он полагал основания земли.
Библия говорит нам, что их очень много (3Цар. 22:19; 4 Цар. 6:16,17; Пс. 67:18;
Мат. 26:53; Лук. 2:13; Евр. 12:22 и д.; Дан. 7:10: «тысячи тысяч служили Ему; и
тьмы тем предстояли перед Ним»). Они отличаются крепостью и силою, и называются
в еврейском тексте «сильными героями» (Пс., 102:20; срав. 2 Пет. 2:11; Отк. 5:2;
18:21; 19:17). О их непрестанной деятельности узнаем из Суд. 13:20; Ис. 6:2 и
дал.; Дан. 9:21 и дал.; Деян. 27:23; Отк. 8:13. Теперь они являются служителями
благодати, а в будущем явятся служителями и исполнителями суда (Мат. 13:39 и
дал.; 16:27; 24:31; 25:31; 1 Фес. 4:16).
Мы читаем также о различных степенях
или чинах между ними. Срав. Кол. 1:16, где различаются престолы, господства,
начальства и власти, и Еф. 3:10, где говорится о начальствах и властях на
небесах. Высшие ангельские чины: — херувимы и серафимы, напр.: Гавриил и Михаил.
Срав. 1 Цар. 4:4; Ис. 6:2 и д.; Иез. 10:1; Дан. 8:16; 9:21; 12:1; Отк. 12:7.
Библия богата рассказами о таких событиях, в которых ангелы принимали участие
видимо для людей В главные моменты божественного откровения они особенно
проявляли свою деятельность, напр., во время объявления закона на Синае (Гал.
3:19; Деян. 7:38,53), а также в таких случаях, как Рождество Христово,
преображение, молитва в Гефсимании, воскресение и вознесение Иисуса Христа,
равно как и при попечении о малом стаде Иисуса: Лук. 16:22 (где они приносят
Лазаря на лоно Авраамово), Пс. 33:8; Мат. 18: 10 (где говорится об ангелах малых
детей на небесах), — они всегда служат лишь орудием в руках Божиих, исполняя Его
повеления (Псал. 102:20; 90:11; Евр. 1:14). Поэтому и не допускается поклоняться
им (Отк. 19:10; 22:8,9).
В то же время Писание учит нас, что все верующие
находятся под их попечением и охраной, что ангелы радуются спасению грешников
(Лук. 2:10 и дал.; 15:7,10; 1 Пет. 1:12; срав. Евр. 12:22). В указанных местах
говорится о различных ангелах-хранителях. Слова Иисуса в Мат. 18:10 показывают
нам, что дети находятся под защитой ангелов. Срав. Евр. 1:14, где говорится, что
они суть «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют
наследовать спасение». Когда Петр стучал в ворота дома, где жили христиане,
служанка Рода, узнав его голос, сказала, что Петр стоит у ворот, но некоторые из
них не поверили ей и сказали, что это ангел (Деян. Ап. 12:15).
Ангелы-хранители
различных народов или ангелы, которые наблюдают за различными нациями, как
посланники Божий и Его орудия, упоминаются в некоторых местах у Даниила. Так,
например, мы читаем о бодрствующих ангелах в видении Навуходоносора (Дан. 4:10,
14, 20); в Дан. 10:13,20,21 мы читаем, о князьях-ангелах Персии, Греции и
Израиля. Срав. «Михаил Архангел». Некоторые толкователи, как Альфорд и проч.
полагают, что и ангелы церквей в Отк. 1:20; 2:3 суть то же, что и архангелы. В
духовном и интеллектуальном отношении ангелы, с одной стороны, описываются, как
святые, скорые и послушные исполнители воли Божией, исполненные Его славой и
участвующие в Его совете (Дан. 4:10,14; Мат. 25:31); с другой стороны, — как
конечные, развивающиеся существа, далекие от совершенства по сравнению с Богом
(Иов. 4:18; Мат. 24:36; срав. 1 Пет. 1:12). Этим объясняется возможность
отпадения: «Ангелов, которые не сохранили своего достоинства, но оставили свое
жилище, Бог соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня». (Иуд. 6);
«дьявол и его ангелы» (Мат. 25:41; Отк. 12:9); «Бог ангелов согрешивших не
пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2
Пет. 2:4).
|