Второзако́ние, книга Ветхого Завета, пятая из Пятикнижия Моисеева. Название указывает на то, что она представляет собой как бы "повторения законов", изложенных в предшествующих ей книгах.
Название
В еврейском тексте пятая книга Моисея называется: «Елле-гаддебарим» («Сии слова»), или сокращенно: «Дебарим», — соответственно начальным словам книги; совместно с этим, на языке раввинов: 2) «Мишне-гаттфа» («Повторение закона»), — по характеру своего содержания; 3) «Сефер токахот» («Книга обличений»), по той же причине.
На характер содержания книги указывают ее названия и в переводах: греческом, латинском, славянском, русском. В греческой Библии пятая книга Моисея носит название: «Δευτερονόμιον» («Второзаконие»), в латинской: «Deuteronomium («Второзаконие»), в славянской и русской «Второзаконие».
Время и место написания
Время и место произнесения речей Второзакония отмечены в первых стихах первой главы книги. По времени написания Второзаконие принадлежит к последним дням жизни Моисея, когда, чувствуя близость кончины, он счел необходимым сделать общий обзор всего пережитого в течение последних сорока лет. С этой целью он созвал старейшин народа и изложил все те законы и откровения, которые даны были ему в течение пережитых лет странствования.
Содержание
Господствующим содержанием книги Второзакония является воспроизведение исторического и законодательного элемента книг: Исход, Левит, Числа (с включением, по местам, некоторых новых законодательных положений). Цель воспроизведения — возобновление в памяти молодого еврейского поколения поучительных моментов божественного промышления об избранном народе и данных ему законов. Ту же поучительную цель имеют и обличительно-увещательные речи пророка, помещенные в заключение Второзакония. В общем, Второзаконие представляет подробное предсмертное завещание мудрого и опытного вождя, наделенного вдохновением свыше, молодому, неустойчивому, еврейскому народу.
Главное содержание книги составляют беседы Моисея с народом (1-31 главы); но к этим беседам присоединяется еще восторженная песнь его, в которой воспеваются все милости и благодеяния Божии избранному народу (Втор 32); затем его пророческие благословения отдельным коленам (Втор 33) и наконец рассказ о кончине Моисея (Втор 34), составляющий, очевидно, прибавление к книге со стороны другого автора, если не видеть в этой главе пророческого сообщения о своей смерти самого Моисея, как полагают некоторые.
|