Христианская
ересь раннего средневековья.
Основатель движения вальденсов - Пьер Вальдо - создал в 1176 г. общину, члены которой называли себя "совершенными". Изначально вальденсы не считались ересью, так как просто проповедовали Евангелие, однако их невежественность и малограмотность приводили к богословским заблуждениям и ошибкам, что быстро привело к запрету на проповедь для них.
Движение распространилось в XII веке среди французских крепостных крестьян и ремесленников
Франции. Позднее движение вальденсов распространилось в Северной Италии, Германии, Чехии, Испании. К вальденсам примкнули некоторые мелкие ереси южной Франции, в частности,
генрихианцы и петрубосиане.
В основе движения вальденсов лежал протест крестьян против организационных особенностей
католической церкви. Вальденсы заимствовали у
Доната положение о том, что христианские таинства оскверняются от прикосновения к ним порочных рук, следовательно, священник, живущий в грехе, не имеет права совершать никакие таинства. Вальденсы не отвергали духовенство как таковое, но призывали повиноваться только священникам, ведущим апостольский образ жизни. Тем самом вальденсы давали импульс к разрушению всей внутренней церковной организации, так как из учения вальденсов напрямую следовало, что богослужения и требы, даваемые подавляющим большинством священнослужителей того времени, бесполезны и не имеют никакого эффекта. С другой стороны, идеи вальденсов не могли не получить самого широкого отклика в народных массах, недовольных поборами со стороны церкви.
Вальденсы отрицали право церкви иметь собственность, собирать
десятину, отвергали некоторые
католические таинства, поклонение
иконам, почитание креста, догмат о
чистилище. Вальденсы придавали большое значение тому, что исповедь перед мирянами, ведущими апостольский образ жизни, так же действительна, как и перед священником, что существенно подрывало значение таинства покаяния, хотя церковь к этому времени еще и не признавала исключительность покаяния перед священнослужителем.
Вальденсы призывали к восстановлению принципов первоначального апостольского
христианства и равенства всех членов религиозных общин. После первых попыток местного духовенства запретить проповедь Евангелия мирянами Вальдо обратился к папе Александру III и получил разрешение принимать обеты нищеты и проповедовать, с оговоркой, если местное духовенство не будет против этого возражать. Однако эта оговорка была забыта, и вальденсы все сильнее выступали против духовенства. Тем не менее еще в 1179 г. на Латеранском соборе вальденсы присутствовали наравне с представителями церкви, хотя и предъявили свое толкование Священного писание с ходатайством проповедовать его в своей интерпретации. Немного позднее вальденсы обратились к папе Луцию III с просьбой разрешить им организовать орден проповедников, но получили категорический отказ со ссылкой на то, что вальденсы носили сандалии, монашеские мантии и разрешали проповедовать женщинам.
Вальденсы признавали только три аспекта нравственности: запрет лжи, клятвы и пролития крови, даже на войне и по приговору суда. Вальденсы категорически выступали против индульгенций, считая их выдумкой духовенства, подрывающей веру в бога.
Для проповеди вальденсы использовали собственный перевод Нового завета на простонародный язык, который изучался ими с невероятным усердием. Многие вальденсы знали наизусть все книги Евангелия и были опасными противниками в богословских диспутах.
Народная молва, очевидно, подогреваемая церковью, приписывала вальденсам дьяволопоклонство, проведение ночных оргий с жертвоприношениями, каннибализм, колдовство.
В 1184 г. на Веронском соборе вальденсы были преданы проклятию, это отлучение было подтверждено на Нарбоннском соборе.
Вальдо был изгнан из Лиона, проповедовал в Италии и Германии и скончался в Богемии в 1197 г. В 1190 г. вальденсы согласились на публичный диспут с представителями церкви в Нарбонне, где продемонстрировали свое неприятие "греховного" духовенства и изложили свои основные положения. Хотя это не была явная ересь, церковь расценила ее именно так. Однако к концу XII в. движение вальденсов начало очень быстро расти, вызывая крайнюю обеспокоенность церкви. В 1194 г. был издан эдикт Альфонса II Арагонского, призывающий преследовать вальденсов как еретиков. Им было предписано покинуть страну до дня, следующего за днем всех святых. Любому, кто даст приют вальденсу, грозило обвинение в государственной измене и конфискация имущества. Вальденсы были поставлены вне закона, в отношении них была разрешено любое действие, кроме увечья и убийства. Последующие эдикты прямо предписывали светским властям отправлять упорствующих вальденсов на костер.
Учение вальденсов было осуждено на IV Латеранском вселенском соборе в 1215 году. К этому времени вальденсы распространились на всем пространстве Европы - от западной Франции до Чехии. Они уже не представляли собой идеологически единое течение, а расходились (иногда существенно) во взглядах на таинства и духовенство. К примеру, в XIII в. савойские вальденсы не верили в то, что Святые дары суть тело и кровь Христа; итальянские вальденсы только после долгих споров и колебаний приняли одно из основных положений теории вальденсов о том, что богослужения, совершаемые недостойным священником, не имеют значения; в конце XIV в. вальденсы из Кельна отрицали пресуществление в то время как остальные вальденсы его принимали; страсбургские вальденсы отрицали какое-либо различие между духовенством и мирянами; французские и ломбардские вальденсы в XIII в. считали, что таинство евхаристии может быть совершено только священником, получившим посвящение, при этом радикально расходясь во мнении на то, должен ли этот священник быть чистым от смертных грехов или нет. Французские вальденсы XII в. почитали Вальдо и его помощника Вивэ и утверждали, что те находятся в раю. Ломбардийские вальденсы допускали лишь, что Вальдо находится среди избранных и только в том случае, если перед смертью примирился с богом. Это различие во взглядах вылилось в сложную дискуссию и едва не вызвало раскол в 1218 г. Вальденсы Померании в конце XIV в. утверждали, что если человек умрет в течение года с момента исповеди, душа его попадет прямо на небо. Они же верили, что каждые семь лет двое из священников возносились к вратам рая, где их учили божественной мудрости.
К концу XIII в. вальденсы, изначально отрицавшие церковную иерархию, сформировали собственную иерархию, состоящую из трех степеней: диакона, священника и епископа. При этом различие между светскими и духовными лицами у вальденсов было сведено к минимуму. Кроме церковной иерархии, вальденсы имели привилегированную касту "Совершенных" (Majorales), ведущих свое происхождение от первой общины Вальдо, в задачу которых входило поучение верующих и обращение неверующих. Совершенные отрекались от собственности и семьи, многие из них сохраняли строгое целомудрие. Они были единственными из вальденсов, которым разрешалось по обстоятельствам давать клятву.
Папа Сикст IV в XV веке предпринял против вальденсов крестовый поход.
В 1545 году французские войска учинили расправу над вальденсами.
Преследование вальденсов продолжалось и в более поздние времена.
Многие идеи вальденсов были реализованы в эпоху Реформации
протестантами.