Ян Гус Родился в деревне Гусинец 6 июля 1369 года. Он посвятил себя служению церкви и стал профессором философии в Пражском университете, где в то время учились тысячи студентов. Одновременно Гус проповедовал Евангелие в Вифлеемской церкви в Праге.
У Яна Гуса был близкий и верный друг Иероним (Пражский). Горя великой жаждой к знанию, Иероним посетил многие страны, в том числе и Англию, где познакомился с сочинениями Джона Виклифа и познакомил с ними также и своего друга Гуса.
Ян Гус воспринял учение Виклифа и стал объяснять его в своих проповедях. На его проповеди стекалось множество народа, и вскоре он приобрел громадное влияние в своей стране. Среди его слушателей было немало высокопоставленных лиц, и даже королева София, жена короля Венцлава, посещала Вифлеемскую церковь, где проповедовал Гус.
Большим влиянием пользовался Ян Гус как профессор Пражского университета, несмотря на то, что немецкие студенты в этом университете считали идеи Виклифа еретическими и к Гусу были настроены отрицательно. Покинув позднее университет в Праге и вернувшись в Германию, они причинили много зла Гусу, распространяя о нем самые клеветнические сведения. В самой же Чехии Гус становился все более и более любимым в народе. После ухода немцев из Пражского университета Гуса назначили его ректором. Ему сочувствовал королевский двор, даже архиепископ Пражский д-р Сбинко симпатизировал вначале и назначил его синодальным проповедником. Это назначение дало проповеднику Вифлеемской церкви возможность иметь среди своих слушателей даже чешское духовенство и резко обличать его в грехах и пороках публично, не исключая самих прелатов церкви. Чем больше росла его популярность в народе, тем больше возрастала ненависть, зависть и вражда по отношению к нему. Духовенство злобствовало против него за его обличения и призывы к покаянию. Пока он бичевал только пороки мирян, его духовное начальство терпело. Но когда стрелы бичевания он направил и в сторону духовенства, а особенно к князьям церкви, показывая им на их грехи и пороки и призывая их к жизни самоотречения и целомудрия, - они не могли уже терпеть, и даже его высокий покровитель, архиепископ Пражский д-р Сбинко, превратился в его жестокого врага. Сбинко обвинил Гуса перед папой в Риме, испросил у него полномочия начать поход против "ереси" Виклифа в Чехии и получил его. Началась усиленная борьба против учения английского реформатора, проповедуемого Яном Гусом в Чехии. В результате - двести томов сочинений Виклифа были собраны вместе и публично сожжены перед дворцом архиепископа в Праге. Архиепископ запретил Гусу проповедовать, но он продолжал проповедовать в Вифлеемской церкви. Количество его приверженцев росло и росло. Гус направляет апелляцию папе, обосновывая в ней свою веру учением Христа.
Наконец, от критики безнравственной, нехристианской жизни духовенства Гус переходит к критике самого учения католической церкви. Он выступает решительно против продажи индульгенций, то есть отпущения грехов за деньги. Он доказывает, что у Церкви только один глава - Христос, и поэтому второго главы в лице папы не может быть.
Проповедь Яна Гуса против отпущения грехов за деньги вызвала гнев папы, который предал его проклятию, объявленному со всех церковных кафедр. Интердикт папы был наложен и на город Прагу. Все церковные колокола должны были замолчать, все богослужения были прекращены, не совершались ни бракосочетания, ни крещения, ни причастия - до тех пор, пока Прага не отречется от Гуса и не откажет ему в прибежище в своих стенах.
После папского интердикта даже король Венцлав не осмеливался защищать Гуса. И для Гуса остался только один покровитель - Христос. Он удалился в замок одного рыцаря. Здесь он писал свои многочисленные сочинения и посылал ободряющие письма своей любимой Вифлеемской общине. В этих посланиях Гус выражал свою готовность умереть за истину.
На Соборе в Констанце, продолжавшемся четыре года, состоялся и позорный суд над Яном Гусом. Император Сигизмунд послал Гусу приглашение явиться на Собор, пообещав ему свою защиту. И вот 11 октября 1414 года Гус покинул родную Чехию и направился в сопровождении многих чешских рыцарей в Констанц. 28 ноября в жилище Гуса неожиданно явились посланцы кардиналов и объявили ему, что он арестован. Его переправили в доминиканский монастырь, расположенный на острове озера, и бросили в отвратительную монастырскую тюрьму.
До июня 1415 года томился Гус в своей темнице. После многих допросов в папской комиссии он должен был, наконец, предстать на открытый суд Собора. 5, 7 и 8 июня - три дня - Гус провел на Соборе. Гус заявил на Соборе, что он готов отказаться от своих убеждений, если ему будет доказано, что они не основаны на Священном Писании. Но князья церкви, собравшиеся на Собор, не пожелали разбора взглядов Гуса на основании Писания. Они просто требовали от него отречения. Когда Гус отказался это сделать. И 7 и 8 июня от Гуса требовали одного и того же - отречения. Гус снова заявил, что он не сделает этого, пока Собор не докажет ему его заблуждений на основании Слова Божьего. Изможденного длинными и бесплодными допросами Гуса опять отправили в темницу. Судьба его была решена. Даже император Сигизмунд, обещавший ему свою защиту, заявил на Соборе, что он считает Гуса величайшим еретиком, и если он не отречется от своих заблуждений - его надо сжечь. Гуса снова оставили на целый месяц в покое. Но в тюрьму к нему приходили и кардиналы, и епископы, стараясь "кнутом и пряником" понудить его к отречению. Гус оставался непреклонным: он был готов лучше отдать жизнь свою, чем отступить от божественных истин Писания.
Наконец наступил день его казни - 6 июля 1415 года, который вместе с тем был и днем его рождения. В Констанцском соборе, где присутствовали все участники Собора, папский судья зачитал Гусу приговор, который гласил: лишить его как неисправимого еретика звания священника и передать в руки светской власти для наказания. Этот приговор означал для Гуса приговор к смерти.
Гуса вывели из Собора и повели на место казни. Его сопровождала большая толпа народа. Недалеко от города, на лугу, был воздвигнут костер. Гус пал на колени и стал молиться. Наконец его подняли на груду дров, привязали к столбу и, прежде чем зажечь костер, обратились к нему в последний раз с предложением об отречении. Одно слово "отрекаюсь" - и он был бы свободен. Гус ответил, что он готов свое учение засвидетельствовать смертью. Костер зажгли, и из его пламени раздалось пение Гуса: "О, Иисус, будь милостив ко мне". Вскоре голос Гуса замолк. Его пепел был брошен в реку Рейн, чтобы чехи не сделали его прах предметом поклонения.
|