Псалти́рь (хвала, хваление, хвалебная песнь, у евр. - книги хвалений), одна из книг Ветхого Завета, причисляемая к разряду учительных.
Называется так потому что большая часть содержащихся в ней псалмов содержит в себе хваление, благодарение Богу. Свое название получила от греч. ψάλλω - пою, так как псалмы в Иудейской Церкви пелись и разыгрывались на музыкальных инструментах.
В православной (согласно греческому переводу) и латинской версиях Библии состоит из 151 псалма. В сириакском переводе насчитывается 155 псалмов. Открытия археологов в XX веке у Мёртвого моря позволили восстановить еврейский оригинал 151-го и двух последних сириакских псалмов, хотя ранее считалось (да и сейчас многие источники повторяют это по инерции), что эти псалмы не существовали на еврейском языке.
Кроме Давидовых псалмов, содержащихся в Псалтири, которых не менее 78-ми, есть еще один (89-й), принадлежащий Моисею, одиннадцать псалмов (41-48, 83, 84, 86) левитов, сынов Кореевых, двенадцать (49, 72-82) Асафа пророка, также из колена Левиина, один (87) Емана и один (88) Ефама, современников Давида. Все означенные псалмы, по мнению толкователей Свящ. Писания, собраны в одну книгу ом Ездрою.
Все псалмы сложены по правилам еврейской поэзии и часто достигают изумительной красоты и силы. Поэтическая форма и метрическая организация Псалтири основана на синтаксическом параллелизме. Он объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли, или общую мысль и её конкретизацию, или две противоположные мысли, или, наконец, два высказывания, находящиеся в отношении восходящей градации.
По своему содержанию Псалмы можно условны разделить на следующие категории:
- хвалительные псалмы (например, 103, 144-150), воспевающие величие и славу Божию.
- просительные: содержат мольбу о спасении и помощи, о помиловании и прощении грехов (например, 6, 43, 50, 101). Выражения упования на Бога, что Он дарует просимое и благодарения Ему часто завершают просительные псалмы.
- В некоторых псалмах тема благодарения становится центральной Это — благодарственные псалмы: 17, 33, 143 и др.
- в некоторых псалмах граница между тремя вышеназванными видами не очерчена строго, темы часто переплетаются.
При этом следует отметить, что все псалмы в совокупности представляют собой целостную книгу, которой присуще единство жизневосприятия, общность религиозных тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытующему глубины человеческого сердца.
|