VII Вселенский Собор восполнил к тому времени уже сложившийся в своей основе канонический корпус 22 правилами. Зап. Церковь приняла их лишь в конце IX в., когда они вместе с деяниями Собора были переведены на лат. язык библиотекарем папы Иоанна VIII Анастасием.
1 . Приявшим священническое достоинство свидетельствами и руководством служат
начертанные правила и постановления, которыя охотно приемля, воспеваем с
Богоглаголивым Давидом, ко Господу Богу глаголюще: на пути свидений Твоих
насладихся, яко о всяком богатстве. Такожде: заповедал еси правду, свидения Твоя
во век; вразуми мя и жив буду. И Если пророческий глас повелевает нам вовек
хранить свидения Божия, и жить в них: что явно есть, яко пребывают оныя
несокрушимы и непоколебимы. Ибо и боговидец Моисей тако глаголет: к сим не
подобает приложить и от сих не подобает отъять. И Божественный Апостол Петр,
хвалясь ими, вопиет: в это желают Ангелы проникнуть. Такожде и Павел вещает:
Если мы, или Ангел с небес благовестит вам более, еже благовестили вам, анафема
да будет. Понеже сие верно, и засвидетельствовано нам: то, радуясь о сем,
подобно как обрел бы кто корысть многу, Божественные правила со услаждением
приемлем, и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил,
изложенных от всехвальных Апостолов, святых труб Духа, и от святых вселенских
соборов, и поместно собирающихся для издания таковых заповедей, и от святых
отцов наших. Ибо все они, от единаго и тогожде Духа быв просвещены, полезное
узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем; а кого
извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучением, тех и мы отлучаем; кого же
подвергают епитимии, тех и мы такожде подвергаем. Ибо восшедший до третьяго
неба, и слышавший неизреченные глаголы, Божественный Апостол Павел ясно вопиет:
не сребролюбцы нравом, довольные сущим.
2 . Поелику мы в псалмопении обещаем Богу: во оправданиих Твоих поучуся, не
забуду словес Твоих: то и всем Христианам сие сохранять есть спасительно,
наипаче же приемлющим священническое достоинство. Сего ради определяем: всякому
имеещему возведену быть на епископскую степень, непременно знать псалтырь, да
тако и весь свой клир вразумляет поучаться из оныя. Такожде тщательно испытывать
его митрополиту, имеет ли усердие с размышлением, а не мимоходом, читать
священные правила, и святое Евангелие, и книгу Божественнаго Апостола, и все
Божественное писание, и поступать по заповедям Божиим и учить порученный ему
народ. Ибо сущность иерархии нашей составляют Богопреданныя словеса, то есть
истинное ведение Божественных писаний, якоже изрек великий Дионисий. Если же
колеблется и не усердствует тако творить и учить: да не рукополагается. Ибо
пророчественно рек Бог: ты разум отверг, отвергну и Я тебя, да не послужишь Мне.
3 . Всякое избрание во епископа, или пресвитера, или диакона, делаемое мирскими
начальниками, да будет недействительно по правилу, которое говорит: Если который
епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в церкви
власть, да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним. Ибо имеющий
произвестись во епископа, должен избираем быть от епископов, якоже святых отцов
определено в правиле, которое говорит: епископа поставлять наиболее прилично
всем тоя области епископам: Если же сие не удобно, или по належащей нужде, или
по дальности пути, то по крайней мере три вкупе да соберутся, а отсутствующие да
примут участие в избрании и изъявят согласие посредством грамот, и тогда творит
поставление. Утверждать же таковые действия в каждой области подобает ея
митрополиту.
4 . Проповедник истины Божественный Апостол великий Павел, яко некое праило
полагал Эфесским пресвитерам, паче же и всему священническому сословию, со
дерзновением рек тако: сребра, или злата, или риз не возжелал: вся сказал вам,
яко так труждающимся подобает помогать немощным, и помышлять, яко блаженнее
давать нежели принимать. Сего ради и мы, от него научась, определяем: да отнюдь
не умышляет епископ, из низкой корысти, употребляя в предлог мнимые грехи,
требовать злата, или серебра, или иного чего от подчиненных ему епископов, или
клириков, или монахов. Ибо Апостол говорит: неправедные Царства Божия не
наследуют. И еще: не должны суть дети родителям снискать имения, но родители
детям. Сего ради, Если усмотрено будет, что кто-либо ради получения злата, или
инаго чего, или по некой своей страсти, возбраняет служение, и отлучает
кого-либо из своих клириков, или заключет честный храм, да не будет в нем Божией
службы: таковый, и на безчувственные предметы устремляя свое неистовство, по
истине есть безчувствен; и должен подвержен быть тому, чему подвергал другаго; и
обратится болезнь его на главу его.
5 . Грех к смерти есть, когда некие согрешая, в неисправлении пребывают. Горше
же сего то, когда жестоковыйно возстают на благочестие и истину, предпочитая
богатство послушанию пред Богом, и не держась Его уставов и правил. В таковых
нет Господа Бога, Если не смирятся, и не истрезвятся от своего грехопадения.
Подобает им паче приступать к Богу, и с сокрушенным сердцем просить оставления
греха его и прощения, а не тщеславиться даянием неправедным. Ибо близ Господь
сокрушенным сердцем. Сего ради Если некоторые хвалятся, яко даянием злата
поставленные в чин церковный, и на сие злое обыкновение, отчуждающее от Бога и
от всякаго священства, полагают надежду, и от того безстыдным лицем, и
отверстыми устами, укорительными словами, безчестят избранных от Святаго Духа за
добродетельную жизнь, и бездаяния злата поставленных: то поступающих таким
образом низводить на последнюю степень их чина: Если же в том закосневать будут,
епитимиею исправлять. Если же кто окажется сотворившим сие при рукоположении: то
да будет поступлено по Апостольскому правилу, которое говорит: Если кто епископ,
или пресвитер, или диакон, деньгами получит сие достоинство: да будет извержен и
он, и поставивший его, и да отсечется совсем от общения, яко Симон волхв Петром.
Такожде и по второму правилу преподобных отцов наших в Халкидоне, которое
говорит: Если который епископ за деньги учинит рукоположение, и непродаемую
благодать обратит в куплю, и за деньги поставит епископа, или хорепископа, или
пресвитера, или диакона, или кого-либо из числящихся в причте; или произведет за
деньги во эконома, или экдика, или парамонария, или вообще в какую нибудь
церковную должность, ради гнуснаго прибытка своего: дерзнувший на сие, быв
обличен, да подлежит лишению собственной степени; а поставляемый отнюдь да не
пользуется купленным поставлением, или производством, но да будет чужд
достоинства, или должности, которыя получил за деньги. Если же кто окажется и
посредствовавшим во мздоприятии толико гнусном и беззаконном: и сей, Если есть
клирик, да будет извержен со своей степени; Если же мирянин, или монах, да будет
отлучен от общения церковнаго.
6 . Поелику есть правило, которое говорит: дважды в год в каждой области
подобает быть каноническим исследованиям, посредством собрания епископов: а
преподобные отцы шестого собора, во внимание к затруднениям собирающихся, и к
недостаткам потребного для путешествия, определили, без всякого уклонения и
извинения, единожды в год быть собору, и погрешительное исправлять: то и мы сие
правило возобновляем, и Если обрящется некий начальник возбраняющий сие, да
будет он отлучен. Если же кто из митрополитов пренебрежет исполнить сие, не по
нужде и насилию, и не по какой-либо уважительной причине: таковый да подлежит
епитимии, по правилам. Когда же будет собор о предметах канонических и
евангельских: тогда собравшиеся епископы должны прилежать и пещись о сохранении
Божественных и животворящих заповедей Божиих. Ибо, внегда сохранит ее, воздаяние
много: ибо заповедь есть светильник, закон света, а обличение и наказание путь
жизни; и заповедь Господня светла, просвещающая очи. Да не будет же
позволительно митрополиту из того, что приносит с собою епископ, требовать или
скота, или иные вещи. Если же обличен будет в таковом поступке: то воздаст
вчетверо.
7 . Божественный Апостол Павел изрек: неких человек грехи предъявлены суть,
неким же и последствуют. Ибо грехам предваряющим и другие грехи последуют. За
нечестивою ересью клеветников на Христианство, последовали и иные нечестия. Ибо
как зрак честных икон отъяли у Церкви, так и оставили и другие некие обычаи, кои
подобает возобновить, и так содержать по писанному законоположению. Сего ради,
Если которые честные храмы освящены без святых мощей мученических, определяем:
да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою. Если же отныне
обрящется некий епископ, освящающий храм без святых мощей: да будет извержен,
яко преступивший церковные предания.
8 . Поелику некоторые из еврейскаго вероисповедания, блуждая, возомнили ругаться
Христу Богу нашему, притворно делаясь христианами, втайне же отвергаясь Его, и
скрытно субботствуя, и прочее иудейское исполняя: то определяем, сих ни во
общение, ни в молитве, ни в церковь ни принимать; но явно быть им, по их
вероисповеданию, Евреями; и детей их не крестить, и раба им не покупать, или не
приобретать. Если же кто из них с искреннею верою обратится, и исповедует оную
от всего сердца, торжественно отвергая еврейские их обычаи и дела, дабы чрез то
и других обличить и исправить: сего принимать и крещать детей его, и утверждать
их в отвержении еврейских умышлений. Если же не таковы будут: отнюдь не
принимать их.
9 . Все детские басни, и неистовые глумления, и лживые писания, сочиняемые
против честных икон, должно отдавать в епископию Константинопольскую, дабы
положены были с прочими еретическими книгами. Если же обрящется кто таковые
сокрывающий: то епископ, или пресвитер, или диакон, да будет извержен из своего
чина, а мирянин, или монах, да будет отлучен от общения церковнаго.
10 . Поелику некоторые из клира, уклоняясь от силы существующаго в правилах
постановления, оставив свой приход, отбегают во иные приходы, наипаче же в сем
Богоспасаемом и царствующем граде, и у мирских начальников водворяются,
отправляя Богослужения в их молитвенницах: то сих, без воли своего и
Константинополскаго епископа не позволяется принимать, в каком бы то ни было
доме, или церкви. Если же кто сие сотворит, и в том упорен будет: да будет
извержен. А тем, которые с согласия вышереченных священноначальников сие творят,
не надлежит принимать на себя мирских и житейских попечений, якоже Божественными
правилами возбранено сие творить. Если же кто обрящется, занимающий мирскую
должность у глаголемых вельмож или да оставит оную, или да будет извержен. Лучше
же да идет учить отроков и домочадцев, читая им Божественное писание: ибо для
сего и священство получил.
11 . Будучи обязаны хранить все Божественные правила, мы должны так же охранять
всеконечно неизменным и то, которое повелевает быть эконому в каждой церкви. И
Если каждый митрополит, во своей церкви поставляет эконома, благо есть; Если же
не поставит, то предоставляется Константинопольсклму епископу, собственною
властью, определить эконома в той церкви. Тоже предоставляется и митрополитам,
Если подчиненные им епископы не восхотят экономов поставить в церквах своих.
Тоже самое наблюдать и по монастырям.
12 . Если кто, епископ, или игумен, окажется что-либо из угодий, принадлежащих
епископии, или монастырю, продавшим в руки властей, или отдавшим иному лицу: не
твердо да будет оное отдание, по правилу святых Апостолов, глаголющему: епископ
да имеет попечение о всех церковных вещах, и оными да распоряжает, яко Богу
назирающу: но не позволительно ему присвоять что либо из оных, или сродникам
своим дарить принадлежащее Богу; Если же суть неимущие, да подает им яко
неимущим, но под сим предлогом, да не продает принадлежащего к церкви. Если
поставляют в предлог, что земля причиняет убыток, и никакой пользы не
доставляет: то и в сем случае не отдавать поля местным начальникам, но клирикам,
или земледельцам. Если же употребят лукавый оборот, и властелин перекупит землю
у клирика, или земледельца: то и в сем случае продажа да будет недействительна,
и проданное да будет возвращено епископии, или монастырю: а епископ, или игумен,
тако поступающий, да будет изгнан: епископ из епископии, игумен же из монастыря,
яко зле расточающие то, чего не собрали.
13 . При случившимся, по грехам нашим, бедствии в церквах, некоторые святые
храмы, епископии и монастыри некими людьми расхищены, и соделались обыкновенными
жилищами. Если завладевшие оными захотят отдать их, да будут возстановлены по
прежнему, то добро и благо есть; Если же не тако: то, сущих от священникческаго
чина, повелеваем извергать, а монахов, или мирян отлучать, яко осужденных от
Отца, и Сына, и Святаго Духа, и да вчинятся, идеже червь не умирает, и огонь не
угасает. Понеже они гласу Господню противятся, глаголющему: не творите дома Отца
Моего домом купли.
14 . Всем явно есть, яко порядок не разлучен от священства, и с точностью
хранить относящиеся к священству производства, есть дело Богу угодное. И понеже
видим, яко некие, без руковозложения, в детстве приняв причетническое
пострижение, но еще не получив епископокого рукоположения, в церковном собрании
на амвоне читают, и сие делают несогласно с правилами: то повелеваем отныне сему
не быть. Сие же самое соблюдать и в рассуждении монахов. Рукоположение чтеца
творить позволяется каждому игумену в своем, и токмо в своем монастыре, Если сам
игумен получил рукоположение от епископа в начальство игуменское, без сомнения
уже будучи пресвитером. Подобно и хорепископы, по древнему обычаю, с позволения
епископа, должны производить чтецов.
15 . Отныне клирик да не определяется к двум церквам: ибо сие свойственно
торговле и низкому своекорыстию, и чуждо церковнаго обычая. Ибо мы слышали от
самого гласа Господня, яко не может кто либо двум господинам работать: либо
одного возненавидит, а другого возлюбит, или одного держится, о другом же
вознерадит. Того ради всяк, по Апостольскому слову, в немже призван есть, в том
должен пребывать, и обретаться при одной церкви. Ибо что для низкой корысти в
церковных делах бывает, то становится чуждым Бога. Для потребностей же сия
жизни, есть различные занятия: и сими, Если кто пожелает, да приобретает
потребное для тела. Ибо Апостол рек: требованию моему, и сущим со мною,
послужили руки мои сии. И сие наблюдать в сем Богоспасаемом граде: а в прочих
местах, по недостатку в людях, допустить изъятие.
16 . Всякая роскошь и украшения тела чужды священнического чина и состояния.
Сего ради епископы, или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да
испраляются. Если же в том пребудут, подвергать их епитимии; такожде и
употребляющих благовонные масти. Поелику же корень горести выспрь прозябаяй,
ересь христианохульников, соделалась нечистым пятном для Кафолической Церкви, и
приявшие оную не только иконами возгнушались, но и всякое благоговение отвергли,
ненавидя людей честно и благоговейно живущих, и исполнилось в них написанное:
мерзость грешникам благочестие; то, Если обрящутся некие, посмеивающиеся носящим
простое и скромное одеяние, епитимиею да исправляются. Понеже, от древних
времен, всякий священный муж довольствовался нероскошным и скромным одеянием:
ибо все, что не для потребности, но для убранства приемлется, подлежит обвинению
в суетности, якоже глаголет Василий Великий. Но и разноцветные из шелковых
тканей одежды не были носимы, и на края одежд не налагались воскрилия инаго
цвета; ибо слышали от Богоноснаго гласа: яко в мягкие одежды одевающиеся в домах
царских суть.
17 . Некоторое из монахов, желая начальствовать, а послушания отметаясь, оставив
свои монастыри, предприемлют создавать молитвенные дома, не имея потребнаго к
совершению оных. Если убо кто дерзнет сие творить, да будет ему возбранено от
местнаго епископа. Если же имеет потребное к довершению: то преднамеренное им да
приведется к концу. Сие же самое соблюдать и для мирян и для клириков.
18 . Безпреткновенны бывайте и внешним, глаголет Божественный Апостол. Но
пребывание жен в епископиях, или в монастырях, есть вина всякаго соблазна. Сего
ради, Если усмотрено будет, что кто либо имеет рабу, или свободную в епископии,
или в монастыре, поручая ей какое либо служение, да подлежит епитимии;
закосневающий же в том, да будет извержен. Если и случится женам быть в
загородных домах, и восхочет епископ, или игумен путь творить тамо: то в
присутствии епископа, или игумена отнюдь никакого служения да не исправляет в то
время жена, но да пребудет особо на ином месте, доколе последует отшествие
епископа, или игумена, да не будет нарекания.
19 . Мерзость сребролюбия толико возобладала водителями церквей, яко некие из
глаголемых благоговейных мужей и жен, забыв Господни заповеди, заблудилися, и в
священный чин, и в монашеское житие вступающих приемлют за злато. И бывает,
якоже глаголет Великий Василий, непотребно все, чего начало нечисто: понеже Богу
и богатству служить неподобает. Сего ради, Если усмотрен будет кто либо сие
творящий: то епископ, или игумен, или кто либо из священническаго чина, или да
престанет, или да будет извержен, по второму правилу второго Халкидонскаго
святаго собора; а игумения да изгонится из монастыря, и да предастся во иный
монастырь в послушание: равно как и игумен, не имеющий пресвитерскаго
рукоположения. А о том, что дают родители детям, по подобию вина, и о вещах
приносимых из собственности, с объявлением от приносящего, яко посвящаются Богу,
мы определили: да пребудут по обещанию их, пребудет ли принесший в монастыре,
или изыдет, Если не будет сему вины в настоятеле.
20 . Определяем не быть отныне монастырям двойным, потому что сие бывает
соблазном и преткновением для многих. Если же восхотят некие со сродниками
отрещися от мира, и монашескому житию плследовать: то мужам входить в мужской
монастырь, а женам входить в женский монастырь; ибо сим благоугождается Бог. А
обращающиеся доныне двойные монастыри да будут управляемы, по правилу святаго
отца нашего Василия, и по заповеди его, законопологающей тако: да не живут в
едином монастыре монахи и монахини, потому что соводворение дает посредство к
прелюбодеянию. Да не имеет дерзновения монах с монахинею, или монахиня с монахом
беседовать наедине. Да не спит монах в женском монастыре, и да не ест монахиня
вместе с монахом наедине. И когда вещи потребныя для жизни, со стороны мужской
приносятся к монахиням: за вратами оныя да приемлет женскаго монастыря игумения,
с некоторою старою монахинею. Если же случится, что монах пожелает видеть некую
родственницу: то в присутствии игумении с нею да беседует, не многими и краткими
словами, и вскоре от нея отходит.
21 . Не долженствует монах, или монахиня оставлять свой монастырь, и отходить во
иный. Если же случится сие, то странноприимство явить ему необходимо, а
принимать его без воли игумена его не подобает.
22 . Все приносить Богу, и не порабощаться своими желаниями, есть великое дело.
Ибо Если ясте, аща ли пиете, глаголет Божественный Апостол, вся во славу Божию
творите. И Христос Бог наш, в Своем Евангелии, повелел отсекать начала грехов.
Ибо не токмо прелюбодеяние наказуется от Него, но и движение мысли к покушению
на прелюбодеяние осуждено, по слову Его: воззревый на жену, ко еже вожделети ея,
уже любодействовал с нею в сердце своем. Отсюда научаясь, мы должны очищать
помыслы. Ибо Если и вся лет суть, но не вся на пользу, как учит Апостолское
слово. Всякому человеку необходимо есть, дабы жить, и живущим в браке с детьми,
в мирском состоянии, не предосудительно есть мужам и женам вместе; токмо Дающему
пищу да приносят благодарение; но есть ни с какими либо позорищными вымыслами,
или с сатанинскими песнями, и с певицами и блудническими гласованиями, на кои
падет пророческое укорение, глаголющее тако: горе с гуслями и певницами вино
пьющим, на дела же Господня не взирающим. И Если где будут таковые в Христианах,
да исправляются: Если же не исправятся, да будет в отношении к ним соблюдаемо
канонически постановленное бывшими прежде нас. А которых жизнь есть тихая и
единообразная, яко давших обет Господу Богу взять на себя иго монашества: те да
сядут наедине и умолкнут. Но и священническое житие избравшим, не совсем
позволительно есть наедине с женами, а разве купно с некоторыми Богобоязненными
и благоговейными мужами и женами, дабы и сие общение трапезы вело к назиданию
духовному. То же соблюдать должно и в рассуждении сродников. Если же случится
монаху, или мужу священнаго чина в путешествии не иметь потребнаго, и по нужде
восхочет он препочить в гостинице, или в чьем либо доме: разрешается таковому
сие творить, поелику нужда требует.
(VII1:1-22)
|