Японская Православная Церковь, автономная Церковь в составе Московского Патриархата.
Японская Православная Церковь ведет свое начало с трудов Николая (Касаткина), архиепископа Японского, прибывшего в Японию молодым иеромонахом в 1861 году. Ко времени его смерти 3 февраля 1912 года необходимые богослужебные тексты, весь Новый и часть Ветхого Завета были переведены на японский язык, были основаны православные семинарии и школы, построены многие церкви, посвящены десятки японских священников и более 30 тыс. японцев приняли Православие. Тяжелыми потрясениями для молодой миссии оказались Октябрьская революция 1917 года, Великое Кантосское землятрясение 1923 года, Вторая Мировая Война и Холодная Война, в результате которых православная община Японии подверглась бедствиям, давлению со стороны государства и нестроениям, но статус Японской Церкви был вновь урегулирован когда она получила автономию от Русской Матери-Церкви 10 апреля 1970 года.
Титул Предстоятеля: Высокопреосвященнейший Архиепископ Токийский, Митрополит всея Японии.
Резиденция предстоятеля находится при кафедральном соборе в честь Воскресения Христова в Токио, т. н. «Никорай-доо».
Число последователей – около 30 тыс. человек. В стране 70 православных храмов.
Хотя японцы впервые столкнулись с православием в лице православных курильских айнов, крещеных русскими миссионерами, непосредственной предпосылкой к созданию Русской Духовной Миссии в Японии явилось открытие Русского Консульства в Японии в 1859 году и назначение И. А. Гошкевича первым консулом в г. Хакодатэ.
Вместе с ним приехали врач и православный священник Василий Махов. По причине болезни о. Василий был вынужден вернуться на родину в 1860 году и на его место был вызван новый клирик которым стал будущий
просветитель Японии Николай (Касаткин).
Приемником Николая стал епископ Сергий (Тихомиров), приехавший в Японию в 1908
году. В 1917 году Японская Церковь лишившись финансовой поддержки России, японская паства вынужденно предприняла первые шаги к независимости. Японские приходы перешли на самофинансирование что заставило значительно урезать миссионерскую и просветительскую работу, а в 1919 году на Соборе Японской Церкви была утверждена её Конституция, призванная оформить создавшееся положение православных в Японии.
Нарастающий милитаризм и национализм в Японии привел к усилению противо-Московских настроений среди некоторых кругов японской паствы и к повышению давления со стороны японского государства. По указке специальной полиции иностранцы вытеснялись с постов глав всех христианских деноминаций в Японии и 4 сентября 1940 года владыка Сергий был вынужден уйти на покой, передав временное управление делами Церкви мирянину Арсению Ивасава, пользовавшемуся доверием военных кругов Японии.
В эти дни митрополит Анастасий (Грибановский), глава Русской Православной Церкви Зарубежом, направил письмо Арсению Ивасава, в котором он утверждал невозможность существования Церкви без епископа и предложил избрать японца для хиротонии Дальневосточными архиереями Зарубежной Церкви. Вопрос об избрании нового предстоятеля разделил японскую павству, но более влиятельная группа выдвинула кандидатуру старейшего японского протоиерея, Иоанна Оно. В марте 1941 о. Иоанн принял постриг в Харбине, а 6 апреля 1941 состоялась хиротония архимандрита Николая (Оно) во епископа Токийского и Японского архиереями Русской Зарубежной Церкви. Епископ Николай стал первым православным епископом-японцем.
Многие японские верующие оказали сопротивление новому епископу но, на Внеочередном Церковном Соборе 18 июня 1941 года, проходившем под наблюдением японских властей, епископ Николай был признан японским предстоятелем. Военное время принесло много лишений японской пастве – её храмы горели во время американских бомбежек, многие её священнослужители и миряне умерли в военных действиях и от недоедания. Некоторые были подвергнуты заключению по подозрению в шпионаже – такая судьба постигла и владыку Сергия. После сорокодневного ареста, подорвавшего его здоровье, владыка скончался в лишениях и одиночестве 10 августа 1945.
5-6 апреля 1946 года состоялся первый послевоенный Японский Церковный Собор, вынесший решение об удалении епископа Николая от управления. Хотя решение воссоединиться с Московской Партиархией было уже сделано Японской Консисторей в конце марта 1946 года и японская паства во главе с епископом Николаем была принята патриархом Алексием I, под влиянием Американских Оккупационных Властей Собор призвал православного епископа из Американской Митрополии. Американские власти не допустили въезд в страну епископов Бориса (Вика) и Сергия (Ларина), посланных Московской Патриархией, а в начале 1947 года в Японию прибыл епископ Вениамин (Басалыга) из Америки. Не без поддержки властей он встал во главе большинства японских православных, а также Корейской Миссии, которая только в 1955 году вышла из подчинения Американской Митрополии и перешла под омофор Константинопольского Патриарха.
При этом небольшое меньшинство японской паствы во главе с владыкой Николаем (Оно) и протоиереем Антонием Такай отказалось войти в Американскую юрисдикцию и осталось верным Московской Патриархии. При поддержке из СССР эта группа продолжала свое существование как Японское благочиние Московского Патриархата. 10 декабря 1967 года иеромонах Николай (Саяма) был рукоположен во епископа Токийского и всея Японии в Ленинграде и объявлен главой Русской Миссии, продолжателем дела Николая Японского.
В то же время почти все православные приходы Японии составили Японскую епархию Американской Митрополии находящейся вне общения с Московским Патриархатом. Управлялись
владыками присылаемыми из Америки она постепенно восстанавливалась после
военного разрушения.
По мере примирения Американской Митрополии с Русской Церковью появились предзнаменования излечения японского раскола. В 1969 году, в ряде встеч и Соборов, было достигнуто полное примирение между Американской Митрополией и Русской Церковью, а также принято решение об учреждении Автономной Японской Церкви в юрисдикции Московской Патриархии, которая бы вновь объединила всех православных японцев. В 1970 году последний глава Японской епархии Американской Митрополии Владимир (Нагосский) возглавил японскую делегацию к Русской Церкви и 10 апреля состоялось подписание Томоса об автономии Японской Церкви, возведение владыки Владимира в сан Архиепископа Токийского, Митрополита всея Японии. Епископ Николай (Саяма) был освобожден от должности предстоятеля
распущенной Японской Миссии и назначен настоятелем Подворья Московского Патриархата. Объединение православных в Японии и их примирение с Церковью-Матерью было достигнуто, но большинство Поместных Церквей во главе с Константинопольским Патриархатом не признали новой автономии.
Новый этап в жизни Православия в Японии ознаменовался приходом японских иерархов
на кафедру предстоятеля. После менее чем двух лет митрополит Владимир уехал на
покой в Америку и 19 марта 1972 года новым предстоятелем был избран японский архиерей Феодосий (Нагасима).
Предстоятели Японской Православной Церкови
- Владимир (Нагосский) (10 апреля 1970 - март 1972)
- Феодосий (Нагасима)
(19 марта 1972 - 7 мая 1999)
- Алексий (Ридигер) (8 мая 1999 - 3 марта 2000) в/у, патриарх Московский
- Петр (Арихара) (3 марта - 24 апреля 2000) в/у, еп. Иокогамский
- Даниил (Нусиро) (с 6 мая 2000)
|