Мистическое сектантское течение в протестантизме, основано на идеях шотландского проповедника Эдуарда Ирвинга в 1826 г. Возникло в среде верующих, недовольных упрощенным толкованием Евангелий. Одним из организаторов движения является банкир Генри Драммонд.
Вероучение ирвингиан основано на Апостольском, Афанасьевском и Никейском символах веры. Предполагается скорый конец мира и наступление тысячелетнего царство Христа. Христианские таинства воспринимаются как знаки Божественной благодати, крещение - как возрождение человека к новой жизни. Ирвингиане считают себя своеобразным орденом внутри вселенской церкви, созданным для преодоления распрей и расколов.
Ирвингиане стремятся в ожидании скорого прихода Христа возродить на земле ранне-христианскую церковь, для чего избраны двенадцать "живых апостолов", признаваемых приверженцами секты носителями истины в последней инстанции. Эти 12 апостолов должны вместе с настоящими учениками Христа занять 24 места вокруг Божьего престола. Апостолы не переизбираются, т.к. считается, что хотя бы один "живой апостол" должен дожить до второго пришествия.
В культовой практике последователи течения придерживаются принципов тщательного воспроизведения формы и правил Апостольской Церкви, описанных в Новом Завете. Широко применяется глоссолалия как свидетельство снисхождения Святого духа. При причащении признается лишь духовное, а не физическое, присутствие тела и крови Христовой в элементах причастия. Элементы причастия постоянно хранятся в дарохранительнице. Покояние является добровольным.
Чрезвычайно развит культ Богородицы.
Ирвингиане поддерживают торжественную обрядность, сочетающую католический, англиканский и православный ритуалы. Священники носят особые облачения.
В первой половине XIX в. численность ирвингиан стремительно росла, их миссионеры действовали по всему миру. В 1863 г. от ирвингиан откололось реформаторское крыло, названное Новоапостольской церковью.
В конце 60-х годов XIX в. течение проникло в Россию, имело общины в Петербурге, Риге, Москве и Псковской губернии, но широкого распространения не получило. Во второй половине XIX в. популярность ирвингианства резко падает. После смерти в 1901 г. последнего "апостола" численность ирвингиан начала неуклонно уменьшаться. В XX в. и до настоящего времени общины ирвингиан существуют во всех странах Европы (в основном Германия и Великобритания) и Северной Америки, их численность на конец XX в. не превышает 50 тысяч человек.