Идолопокло́нство - поклонение ложным богам и идолам, принесение им
жертв, возлагание на них надежд. Идолопоклонство возникло вскоре после
потопа в первых городах Нимрода (Быт 10.10). После смерти Нимрод начал
почитаться как герой, а затем и бог, а вместе с ним его отец Хуш и дед Хам,
поклонение которым, как главным богам, прослеживается в мифологии древнего
Египта, а затем и Греции. Их души считались ответственными за управление
различными силами природы и потому соединялись с солнцем, луной и звездами. Так
возникло многобожие, хотя поклонение какому-то одному "главному" богу - солнцу,
огню, Молоху, Ваалу, Фегору, Зевсу можно выделить во многих местных религиях.
Поклонение в древности осуществлялось перед видимыми изображениями этих богов
(идолов), им приносились в явном виде человеческие жертвы (Иер 7.31; 19.5), но
позже идолопоклонство стало приобретать скрытый, лицемерный характер. Ко времени
Христа иудеи уже давно перестали ставить столбы с изображениями ваалов, хотя они
отнюдь не перестали быть идолопоклонниками. Священное писание прямо называет
идолослужением, например, любостяжание (Кол 3.5) и вообще всякую деятельность,
связанную с принесением жертв не Богу (1Кор 10.19-20).
Настоящее время отличается самым совершенным идолопоклонством. Люди боготворят
науку, медицину, политические учения (идеологии), принося им в жертву свои
таланты, устремления, самих себя. В современном идолопоклонстве есть все черты
древнего, но оно пошло дальше него. Человек в своем безумии теперь боготворит
самого себя, считая себя обязанным всеми своими успехами только себе, "своему"
гению, ставя себя таким образом выше Бога (Ис 14.12-13), славя и превознося
только себя ("человек - это звучит гордо!"), употребляя на это всю мощь своей
науки и искусства. В своем превознесении человек иногда вспоминает и о Боге, но
лишь с тем, чтобы как-то использовать и "духовное" для своих практических нужд,
для "улучшения" культуры, морали... Но близок конец этому безумию (1Пет 4.7;
2Пет 3.10).
|