Фёдоровщина - религиозная секта, возникшая и получившая широкое распространение на юге Воронежской губернии в 1920-х гг. среди крестьян. Ее основатель Фёдор Рыбалкин ездил по сёлам, выступая с эсхатологическими по содержанию проповедями и призывами к покаянию. Федоровцы верят, что Иисус Христос приходил на землю второй раз в образе "праведного старца Фёдора".
Советская власть усмотрела во взглядах и действиях Фёдора Рыбалкина и его последователей признаки контрреволюционной кулацкой агитации. В 1926 г. он и группа его ближайших сподвижников были арестованы ОГПУ и осуждены за контрреволюционную деятельность. Дата его гибели неизвестна. Оставшиеся на воле последователи Рыбалкина ушли в подполье. В их среде сложилось представление о том, что проповедь Фёдора Рыбалкина и есть предсказанное в Книге Откровения апостола и евангелиста Иоанна второе пришествие Христа. Однако сложившиеся среди "фёдоровцев" представления о своем учителе не повлекли за собой отрицания православных догматов и культовой практики (представленной у "федоровцев" в усечённом внецерковно-богослужебном обиходе). Под угрозой преследований "фёдоровцы" переписывали и распространяли тексты проповедей учителя, а также собственные сочинения, носившие эсхатологическую направленность.
После Великой Отечественной войны оставшихся "фёдоровцев" власти определили на поселение в Таловском районе Воронежской области - исторически пёстрой в религиозном отношении территории региона. В этом небольшом административном районе в центре Воронежской области проживали и проживают субботники (русские иудаисты), старообрядцы-беспоповцы, молокане, последователи популярного в конце XIX - начале XX столетий в среде крестьян и слобожан течения "Новый Израиль", представители различных протестантских направлений. (Сегодня Таловская община "Нового Израиля" - одно из реликтовых явлений российской религиозной жизни; другие общины сохранились на Северном Кавказе и в Уругвае).
Всего в Таловском районе компактно проживают порядка 100 "фёдоровцев", которые не ведут миссионерской деятельности. Однако в постсоветский период активисты общины выступили с рядом инициатив по посмертной реабилитации своих единоверцев, пострадавших за религиозную деятельность. Общине частично удалось реализовать идею по увековечению их памяти. С помощью местного отделения правозащитной организации "Мемориал", ведущей поиск сведений о жертвах коммунистического режима, во второй половине 1990-х гг. членами общины была озвучена инициатива установить в одном из скверов Воронежа рядом со зданием областного управления ФСБ (в прошлом КГБ/НКВД) памятного знака Фёдору Рыбалкину. Однако эта инициатива не была реализована. Но в двух местах, где проходила проповедь Фёдора Рыбалкина, его последователям удалось установить кресты с надписями.
Фёдоровцы охотно контактируют с исследователями религии и журналистами, знакомят интересующихся с текстами, которые используются общиной, активно дискутируют на религиозные темы.
|