Амиши, протестантская секта меннонитского происхождения. Основатель — Якоб Амман, священник из Швейцарии, эмигрировавший в Эльзас. В 1693 его последователи откололись от меннонитов. Отделение произошло из-за того, что Якоб Амман считал недостаточно строгим отношение меннонитов к грешникам. По его мнению, совершивший грех человек должен быть изгнан из церковного братства и никто не должен с ним общаться до тех пор, пока тот не раскается и не будет восстановлен в братстве. В 1712 французский король Людовик XIV изгнал всех амишей, и большинство их расселились в соседних странах, а около 300 человек отправились в Америку. После наполеоновских войн эмиграция амишей в Америку усилилась.
Церковную доктрину амишей можно охарактеризовать как наиболее консервативный вариант меннонитства. Главная черта их вероучения — более строгое, чем у меннонитов, следование Священному Писанию. Первостепенное значение амиши придают содержащемуся в Послании Павла к римлянам положению об отделении церкви от государства. Основная часть их по возможности отказывается от любых технических средств, связывающих их с внешним миром: электричества, водопровода, центрального отопления, телефона и пр. Амиши — приверженцы старого традиционного образа жизни. Большинство из них носит одежду и головные уборы определённых цветов и фасонов (у мужчин пуговицы имеются только на рубашках и брюках, на костюмах, жилетах и пальто они запрещены), ездит в старинных повозках, запряжённых лошадьми, использует только стальные колёса, пашет землю конным плугом. Им запрещается служить в армии, фотографироваться, водить автомобили и летать на самолётах, иметь компьютеры, телевизоры, радиоприёмники, носить наручные часы и обручальные кольца. Браки амиши заключают только со своими единоверцами.
Специальных культовых зданий у большинства амишей нет, и моления проходят поочерёдно в домах членов общины. Семья, в доме которой проводится служба, должна приготовить для всей общины угощение, включающее сыр, домашний хлеб, соленья, свёклу и пирог. Службы проводятся через воскресенье. В те воскресенья, когда служб нет (так называемые Воскресенья дружбы), амиши отдыхают и навещают друзей. Каждая амишская община имеет двух проповедников. Епископ и диакон служат в двух общинах, проводя в них богослужения поочерёдно в разные воскресенья.
Женщины носят длинные платья, обычно черного, синего или зеленого цвета, но с обязательным передником: у замужней женщины он черный, у незамужней — белый. Мужчины ходят в черных и темно-синих костюмах. Брюки поддерживают подтяжки; пуговиц на брюках нет, их заменяет система крючков и петель. Рубашки чистых цветов; белая — для церковной службы. Гардероб дополняет черная войлочная шляпа. Дети одеваются так же, как взрослые, мальчики обычно носят соломенные шляпы.
Численность амишей составляет 150 тыс. человек, по этническому происхождению это в основном эльзасцы. Живут главным образом в США (наиболее крупные общины амишей имеются в штатах Огайо, Пенсильвания и Индиана). Небольшая группа амишей есть в Канаде.
Осознавая себя принадлежащими к одной деноминации, амиши тем не менее распадаются на разные группы. Наиболее консервативной и особенно строго следующей традициям является Меннонитская церковь амишей старого порядка. От неё отделился ряд общин, которые ввели некоторые инновации. Так, в 1910 в Пиджине (штат Мичиган) была создана церковная организация, принявшая название Консервативная меннонитская конференция. Её приверженцы стали проводить богослужения в специальных домах собраний, организовали воскресные школы, стали совершать богослужения на английском языке (у амишей старого порядка язык богослужений, так же как и язык в быту, — немецкий). Другая отделившаяся организация — Амишские меннонитские церкви Бичи (названа по имени создавшего её епископа) — разрешила использование автомобилей, тракторов, электричества. В отличие от стремящихся к изоляции амишей старого порядка, они ведут миссионерскую работу. В 1866 в Индиане в результате движения за духовное пробуждение амишей была основана Евангелическая меннонитская церковь.
|