Почитание
священных изображение ведет свое начало с первых времен христианства. В первые
века священные изображения были символического характера; в 4 и 5 вв.
совершается переход к исторической иконописи. Законность и важность
исторических изображений – в лицах и событиях – некоторыми не признавались, и с
их стороны раздавались протесты. Эти протесты приобретали особую силу в тех
случаях, когда иконопочитание сопровождалось суеверными обычаями, или
обращалось в идолатрию.
С течением времени число лиц, высказывающихся
против иконопочитания не только не уменьшалось, но возрастало. Благоприятную
почву для них создавали суеверия и неправильности в иконопочитании. Иконоборцы
были и среди духовенства – даже епископов – и среди светских лиц. У них была
особая идеология, которая выражена в определении иконоборческого собора 754 г.
Отсюда видно, что гонения на иконы, предпринятые императорами-иконоборцами в 8
в. не есть явление совершенно неожиданное и при встрече с ним едва ли
справедливо останавливаться в полном недоумении. Как ближайший повод к борьбе
императоров с иконопочитанием, монашеством и пр. указывают на стремление их
устранить влияние духовенства на жизнь государства. Господствовавшее до
иконоборцев политическое направление можно назвать в условном смысле церковным,
или вернее, клерикальным, понимая под этим словом такую политику, которая
интересы духовенства принимает во внимание более, чем требования и задачи самой
церкви.
Кратко внешнюю
историю иконоборческих смут можно представить в таком виде. Гонения на иконы,
начатое Львом Исавром (716-741), преодолено было и велено с особой энергией его
сыном Константином Капронимом (741-770), не было отменено официально и его
внуком Львом Хазаром (770-775). Иконопочитание было восстановлено при Ирине
(775-802) и поддерживаемо было при ее приемниках Никифоре (802-811) и Михаиле 1
(811-813). Вновь началось гонение на иконопочитателей при Льве Армянине
(813-820) и продолжалось при Михаиле 2 (820-829) и Феофиле (829-842). После чего
иконопочитание было окончательно утверждено в церкви при Феодоре (843).
Императора Льва
Исавра, менее всего можно представить атеистом. В722 году он издал приказ о
необходимости креститься иудеям и монтанистам. Вероятно он был не менее
религиозен, чем всякий другой византиец; но он не был мистиком. Указ его против
икон был издан только в 726 г., т. к. летом этого года произошло извержение на
Средиземном море. В этом увидели гнев Божий за почитание икон, и на особом
совещании императора решили начать борьбу с иконопочитанием. Преследователями
иконопочитателей был епископ Наколий Константин, еп. Клавдиопольский Фома и
Ефесский митрополит Феодосий. Эллада и Цикладские острова ответили императору
отказом в верноподданстве. Римские папы Григорий 2 и 3 были также против
императорского эдикта.
Сильным
обличителем иконоборцев выступил Иоанн Дамаскин. Вскоре после издания эдикта
726 г. им было написано 3 слова в защиту икон. Против императорского эдикта
выскозался и патриарх Герман Константинопольский. Лев думал сначала склонить
его на свою сторону и не лишал кафедры до 730 г.; уверившись в твердости его
убеждений, заменил его Анастасием.
Его сын
Константин Капроним, воспитанный в иконоборческих началах, был ревностным
продолжателем дел отца. Однако не так скоро он решился на осуждение
иконопочитания на соборе. Лишь через 12-13 лет, в 754 г. он созвал в
Константинополе собор из 338 отцов. И на нем было отвергнуто иконопочитание.
После собора
754 г. открылись гонения против икон, иконопочитателей и особенно против авторитетных
и сильных защитников их. Энергичными защитниками иконопочитания явились монахи,
и преследование на них обрушились с особенной силой. При Льве Хазаре (775-780),
хотя гонения на иконы не было прекращено, преследования монахов прекраратилось.
Они даже были допущены к занятию кафедр.
После смерти
Льва власть перешла к его супруге Ирине (780-802). Она была, напротив,
ревностной почитательницей икон. Иконоборческий патриарх Павел оставил
Константинопольскую кафедру и ушел в монастырь. На его место был возведен
Тарасий на условии утверждения иконопочитания на вселенском соборе.
Собор был
открыт 7 авг. 786 г. в Константинополе, но был сорван солдатами. Новый собор
был созван в Никее только через год. На нем был рассмотрен вопрос об иконах,
собор 754 г. был исследован и осужден. Затем было определено 22 правила или
канона относительно дел церковных. Одно из них заповедает делать живописные
иконные изображения. "Чем чаще, при помощи икон, Господь и Бог и Спаситель
наш Иисус Христос или непорочная Владычица, или честные ангелы и все святые и
праведные мужи делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти
иконы возбуждаются к воспоминанию о самих прообразах, приобретают более любви к
ним и получают более побуждений воздавать им лобзание, почитание и поклонение…»
После собора
787 г. иконоборчество еще не теряло надежды на торжество и время от времени
делало попытки восстановление своего господства в церкви.
Одна из таких
успешных попыток была предпринята в царствование императора Льва 5 Армянина
(813-820), популярного полководца. В военной среде иконборческие тенденции были
еще очень распространены. В мае 814 г. Лев поручил молодому ученому Иоанну
Грамматику подобрать святоотеческие места против икон. В конце этого ода
солдаты-иконоборцы подвергли поруганию икону Спасителя над воротами дворца.
Император велел убрать ее и вообще, поднять иконы повыше, чтобы их не чествовал
народ. Патриарх Никифор отказался сделать это и ночью устроил собор из 70
епископов, завершившийся молитвой во храме св. Софии.
На другой день
Никифор должен был явиться к царю; его сопровождали участники собора. Один из
них – Федор Студит – обратился к царю со смелой обличительной речью. Для
осуждения Никифора был составлен собор. Он был признан незаконным и лишен
кафедры, а в марте 815 г. был сослан.
Приемником ему
был выбран Феодор Каситер – государственный сановник. Феодор Студит, устроивший
торжественный ход с иконами вокруг своего монастыря 25 марта, не признал нового
патриарха. После Пасхи, в апреле 815 г., патриарх собрал собор в Софийском
храме, отверг 2 Никейский собор и признал собор 754 г. На защитников
иконопочитания теперь было открыто гонение. Кара постигла многих монахов,
епископов. Сенаторов, патрициев и простых мирян. Их подвергали бичеванию и
истязанию.
Лев был убит в
820 г. Его место занял Михаил (820-829), человек индифферентный к религиозниы
делам. Сын его Феофил (829-842) сочувствовал иконоборцам. Известный Иоанн
Грамматик сделался при нем патриархом.
Феодора, жена
Феофила, была иконопочитательницей и, по смерти мужа, позаботилась о
восстановлении икон. Иоанн Грамматик должен был оставить кафедру, на которую
был возведен монах Мефодий. Под его председательством был созван собор. Он
восстановил светлую память 2 Никейского собора 787 г. и 7 вселенского.
Таким образом,
иконопочитание было укоренено в восточной церкви.
|