Рай евр. пардес, т. е. парк или сад, вероятно, от персидского слова
пайридеца, т.е. огороженное или защищенное место.
«Рай земной», «Рай сладости», насажденный самим Богом для первых людей и
находившийся, по выражению книги
Бытия, «на востоке» (от того места, где написана эта книга, т.е., вероятно,
– Палестины), в стране Эдемской.
Мнения о том, в каком именно месте находился этот рай, различны. При описании
его, находящемся во 2 гл. книги Бытия, говорится, что поток, орошавший рай, был
источником четырех рек – Фисона, Геона, Тигра и Евфрата.
На этом основании одни ищут рай в восточной Азии, считая раем целую страну Эдем;
другие находят его между Евфратом и Гангом, причем в названиях Геона и Фисона
видят библейский Геон и Гифазис; третьи считают местонахождением рая Сирию (принимая Фисон за Хризоррой (совр. Барада) и Геон – за Оронт (совр.
Эль-Аси), Месопотамию или Халдею. Существует предположение, что всемирный потоп
смыл с лица земли первозданный рай, совмещавший в себе все, что было прекрасного
в первозданной природе.
Рай небесный – «царствие», уготованное Богом от начала мира, где обитают души
праведников и после смерти земной и частного суда до воскресения тел на земле и
имеющего последовать затем суда всеобщего, не зная ни болезней, ни печалей, ни
воздыхания, ощущая одно лишь непрестанное радование и блаженство.
Сказания Библии о рае небесном очень кратки. В этот рай вступил распятый с
Иисусом Христом и уверовавший в него разбойник (Лк. 23:43); об этом рае
Иисус Христос говорил
апостолам: «в доме Отца Моего обителей много... иду приготовить место вам»,
а апостол замечал: «когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от
Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5:1).
|