Петр Кнафей (V), патриарх Антиохийский, монофизит.
Петр Кнафей, т.е. Петр Сукновал, Суконщик в молодости был валяльщиком сукна, за что и получил своё прозвание.
Ко второй половине V века Петр, будучи монахом в Константинополе и убеждённым монофизитом, стал добавлять в конце Трисвятого слова: «распныйся за ны», с целью противодействия православному учению определённому Халкидонским Собором и утверждения монофизитского учения о втором Лице Троицы. За ето он был изгнан из Константинополя. Снискавши благоволение Зинона, зятя императора который сам вскоре взошёл на престол, он вместе с ним отправился в Антиохию. Здесь Кнафей вступил в общение с некоторыми из аполлинаристов и образовал сильную партию против православного Антиохийского патриарха Мартирия, которого в конце концов заставил уйти с кафедры, и, при содействии своих приверженцев, сам возсел на его место.
Став патриархом, Петр Кнафей, в целях утверждения монофизитства в Антиохийской церкви, приказал петь Трисвятое с упомянутой прибавкой. С целью утвредить монофизитство и на Кипре, он стал склонять императора Зинона к упразднению древней автокефалии Кипрской Церкви и подчинении её Антиохийской кафедре. Лишь обнаружение на Кипре могилы апостола Варнавы, подтвердившее апостолькое преемство Церкви, спасло её от посягательств. В течении борьбы за православное учение Кнафей четыре раза побывал на Антиохийской кафедре, но периодические соборы раз за разом изгоняли его. Так, учение Кнафея уже в 471 году было осуждено на одном из Антиохийских соборов, сам же Кнафей извержен и изгнан; осуждение это подтверждено было затем и на одном из Римских соборов в 485 году.
Однако, учение Петра не исчезло, его последователи составили секту, назывемую феопасхитами, и впоследствии сильно волновавали православный мир. В ответ на их учение 81 правило Вселенского Трулльского Собора 691-692 года подтвердило осуждение упомянутой прибавки, предало анафеме всех прибавляющих её, и провозгласило придумавшего прибавку Петра Кнафея еретиком.
|