Правила III Вселенского (Ефесского) Собора
1 . Понеже надлежало и не присутствовавшим на святом Соборе, и остававшимся в
своем месте, или граде, по некоей вине, или церковной, или телесной, не остаться
вне ведения о том, что на оном постановлено: то извещаем вашу святыню и любовь,
что, Если который областный митрополит, отступив от святаго и вселенскаго
Собора, приложился к отступническому сонмищу, или по сем приложится, или
Целестиево мудрование приял, или приимет, таковый против епископов своея области
что-либо делать отнюдь не может, яко отныне Собором от всякаго Церковнаго
общения уже отверженный и недействительный. Но еще и разсмотрению тех самых
епископов области, и окрестных митрополитов, православно мудрствующих, подлежать
будет, для совершеннаго извержения его из сана епископскаго.
2 . Если же которые епархиальные епископы не присутствовали на святом Соборе, и
в отступлении приняли, или покусятся принять участие; или, подписав извержение
Нестория, перешли к оступническому сонмищу: таковым, по изволению святаго
Собора, совершенно быть чуждым священства, и изверженным со своея степени.
3 . Если же некоторым из принадлежащих к клиру в каждом граде, или селе,
Несторием и его сообщниками, возбранено священство за православное
мудрствование: таковым мы дали право восприяти свою степень. Вообще повелеваем,
чтобы единомудрствующие с православным и вселенским Собором члены клира, отнюдь
никаким образом, не были подчинены отступившим, или отступающим от православия
епископам.
4 . Если которые из клира отступят, и дерзнут особо, или всенародно держаться
Несториева, или Целестиева мудрствования: праведным признал святый Собор
изверженным быть и сим из священнаго чина.
5 . Если некие за неприличные дела осуждены святым Собором, или собственными
епископами; Несторий же, и его единомышленники, вопреки правилам, по его во всем
произвольному действованию, покусился или покушается возвратить им общение с
Церковью, или степень священства: праведным признали мы, да будет им сие
безполезно, и да остаются они тем не менее изверженными из священнаго чина.
6 . Подобно же, Если некие восхотели бы, каким либо образом, поколебать то, что
о каждом из них учинено святым Собором во Эфесе, святый Собор определил, чтобы
таковые, Если суть епископы, или принадлежащие к клиру, совершенно свержены были
со своей степени; Если же миряне: отлучены были от общения Церковнаго.
7 . По прочтении сего, святый Собор определил: да не будет позволено никому
произносить, или писать, или слагать иную веру, кроме определенной от святых
отец, в Никее граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнуть слагать
иную веру, или представлять, или предлагать хотящим обратиться к познанию
истины, или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси:
таковые, Если суть епископы, или принадлежат к клиру, да будут чужды, епископы
епископства, и клирики клира; Если же миряне: да будут преданы анафеме. Равным
образом: Если епископы, или клирики, или миряне явятся мудрствующими, или
учащими тому, что содержится в представленном от пресвитера Харисия изложении, о
воплощении единороднаго Сына Божия, или скверным и развращенным Несториевым
догматам, которые при сем и приложены: да подлежат решению сего святаго и
вселенскаго Собора, то есть, епископ да будет чужд епископства, и да будет
низложен; клирик подобно да будет извержен из клира; Если же мирянин: да будет
предан анафеме, как сказано.
8 . Дело, вопреки постановлениям Церковным, и правилам святых Апостолов,
нововводимое, и посягающее на свободу всех, возвестил боголюбезнейший соепископ
Ригин, и сущие с ним благоговейнейшие епископы Кипрской области Зинон и Евагрий.
Чего ради, понеже общественныя болезни требуют сильнейшаго врачества, яко
больший вред приносящие, и наипаче, Если и древняго обыкновения не было, чтобы
епископ града Антиохии совершал поставления в Кипре, как письменно и словесно
возвестили нам благоговейнейшие мужи, к святому Собору пришедшие; то
начальствующие во святых Кипрских Церквах да имеют свободу, без притязания к
ним, и без стеснения их, по правилам святых отцов, и по древнему обыкновению,
сами собою совершать поставление благоговейнейших епископов. Тоже да соблюдается
и в иных областях, и по всюду в епархиях: дабы никто из боголюбезнейших
епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была
под рукою его, или его предшественников: но Если кто простер, и насильственно
какую епархию себе подчинил, да отдаст оную: да не преступаются правила отцов,
да не вкрадывается под видом священнодействия надменность власти мирская; и да
не утратим по малу, неприметно, той свободы, которую даровал нам кровию Своею
Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков. И так святому и
вселенскому Собору угодно, чтобы всякая епархия сохраняла в чистоте, и без
стеснения, сначала принадлежащие ей права, по обычаю издревле утвердившемуся.
Каждый митрополит, для своего удостоверения, может невозбранно взять список с
сего постановления. Если же кто предложит постановление противное тому, что ныне
определено: угодно всему святому и вселенскому Собору, да будет оно
недействительно.
(III1:1-8)
|