Песнь Песней Соломона (евр. Шир-га-Ширим), библейская книга Ветхого Завета, принадлежит к числу учительных книг.
Предание приписывает ее Соломону, который выступает в ней главным действующим лицом.
Эта небольшая по объему книга занимает совершенно исключительное положение среди других книг Библии, будучи такой же загадкой в Ветхом Завете, какой является Апокалипсис в Новом Завете. Мнения о ней чрезвычайно разнообразны. По внешности это как бы совершенно светская поэма — настолько светская, что в ней ни разу не встречается даже имени Бога. Немало было, вследствие этого, попыток заподозрить ее духовный, канонический характер.
С древнейших времен, однако, Песнь Песней составляла непременную часть
ветхозаветного канона, откуда перешла и в Церковь христианскую. Как в синагоге
еврейской, так и в церкви христианской она всегда пользовалась общим признанием
и высоким уважением. П
По своему содержанию Песнь Песней имеет двухсторонний характер. С одной стороны она изображает исторический факт из жизни счастливейшего и мудрейшего из царей — Соломона, в лучший период его жизни. Здесь именно изображается взаимная пламенная любовь жениха и невесты, завершившаяся брачным союзом; в женихе видят обыкновенно самого Соломона, а в невесте — одну из его жен, называемую в Песни Песней Суламитой (Песн. 7, 1) — дочь Фараона. Но видеть в Песни Песней только этот буквальный смысл невозможно. Если бы в ней изображалась только одна плотская любовь, хотя бы самая возвышенная, то было бы непонятно, почему она внесена была в канон священных книг и пользовалась великим уважением даже у строжайших аскетов. Необходимо видеть в ней и другую, таинственную сторону. И действительно, изображаемая в ней любовь так чиста, глубока и возвышенна, что никакое человеческое сердце неспособно воплотить ее всецело. Такая любовь во всей ее полноте возможна только для Божества, и христианские толкователи недаром усмотрели в Песни Песней пророчественный образ любви Христа к Церкви, Божественного жениха — к Его земной невесте.
Изображение союза Бога с людьми под видом супружеских отношений весьма обычно в Ветхом Завете; "как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой", говорит пророк Исаия Иерусалиму (Ис. 62, 5), а пророки Иеремия, Иезекииль и Осия в сильных выражениях упрекают свой народ в том, что он не сохранил верности своему Небесному Супругу (Иер. 3, 1; Иез 16, Иез 23; Ос 2 и др.). В Новом Завете Иоанн Креститель называет Иисуса Христа женихом, а себя — другом жениха (Ин. 3, 29; ср. Мф. 9, 16 и др.).
Содержание Песни Песней весьма сходно с содержанием 44 псалма ("Песнь о возлюбленном"), а последний апостолом Павлом и отцами Церкви относится к Иисусу Христу (Евр. 1, 8-9).
|