Благовестник

Пятница, 18.08.2017, 07:02

Приветствую Вас Гость | Главная | Энциклопедия | Регистрация | Вход


Главная » Статьи » М

Монтанизм

Монтанизм, "катафригийская ересь", раннехристианская ересь.

Основана в середине II в. во Фригии. Основатель этой ереси был Монтан, бывший языческий жрец, родом из Мизии, который обратился в христианство около 156 г., но не захотел войти в слагавшиеся в то время церковные рамки и стал проповедовать живое духовное общение с Божеством, свободное от иерархии и обрядов и проявляющееся в индивидуальных харизмах, т. е. особых дарах Духа, преимущественно в даре пророческом. Последователи Монтана, между которыми выдавались особенно две пророчицы, Приска (или Присцилла) и Максимилла, признали своего учителя за Параклита (Духа-Утешителя), обещанного в Евангелии от Иоанна.

Отличительной особенностью монтанизма было учение о продолжении в Церкви откровения и благодатных даров. Церковь, по их учению, развивается под водительством благодати, постепенно, и имеет свои возрасты. Так, под водительством откровения в Моисеевом законе она была в период отрочества, под благодатью Христовой - в период юности, при откровениях чрез Монтана и других пророков - церковь вступила в период мужества. Но новые откровения монтанистов направлены не к сообщению нового догматического откровения, а к переустройству собственной церковной жизни на более строгих началах. Поэтому монтанисты проповедовали строжайший аскетизм, доходивший до изуверства (их аскетические требования приводили к отрицанию всех земных радостей). Всю жизнь христиан они обставляли самыми строгими правилами, отрицая пользование даже самыми невинными удовольствиями и наслаждениями, как, напр., занятие искусством и наукой. Монтанисты выступали против самовластия епископов; во главе их общин стояли "пророки" и "пророчицы".

Монтанизм, полагая сущность христианства исключительно в религиозном энтузиазме, своим отрицанием всякой иерархической и богослужебной формы сталкивался с Церковью, а своим пренебрежением к умственной стороне религии представлял противоположность гностицизму, с которым, однако, последователи Монтана сходились в том, что настоящими духовными христианами и "святыми" считали только себя, а большинство верующих признавали за низший род людей - душевных. Пророческий дар у монтанистов выражался в экстатических припадках, а со стороны содержания пророчества сводились главным образом к возвещению скорого второго пришествия Христа, при чем фригийский городок Пепуза объявлялось Новым Иерусалимом.

Так как монтанисты оставляли неприкосновенными основные христианские догматы и восставали против церкви только в отношении дисциплины и нравов, заявляя себя здесь крайними ригористами, - то многие важные предстоятели церковные смотрели сначала на это движение снисходительно; более строго отнесся к нему папа Виктор, а впоследствии Монтанова или катафригийская ересь была окончательно осуждена Первым Вселенским Собором в Никее (325).

Религиозные идеи монтанизма известны главным образом из книг обратившегося в эту секту Тертуллиана.

Ересь получила распространение в Малой Азии, Африке, Риме, Галлии и на Балканах. Секта монтанистов просуществовала под управлением своего патриарха, обитавшего в Пепузе, до VIII в.

Категория: М | Добавил: blagovestnik (11.05.2010)
Просмотров: 597

Категории раздела

А [69]Б [26]
В [29]Г [20]
Д [14]Е [21]
Ж [0]З [2]
И [21]К [74]
Л [9]М [27]
Н [13]О [11]
П [76]Р [24]
С [24]Т [27]
У [7]Ф [14]
Х [6]Ц [7]
Ч [8]Ш [0]
Щ [0]Э [9]
Ю [1]Я [3]
Персоналии [188]

Орфография

Система Orphus

Поиск

Внимание!

Все материалы, находящиеся на данном сайте, были найдены в сети интернет, как свободно распространяемые или добавлены пользователями сайта. Если вы являетесь автором материала и вы против появления его на этом сайте ( либо против размещения его в таком виде) , пожалуйста, напишите администратору .