Благовестник

Суббота, 21.10.2017, 21:38

Приветствую Вас Гость | Главная | библиотека | Регистрация | Вход


Главная » Файлы » История

Иконоборческие споры в восточной церкви
06.04.2010, 18:20

Почитание священных изображение ведет свое начало с первых времен христианства. В первые века священные изображения были символического характера; в 4 и 5 вв. совершается переход к исторической иконописи. Законность и важность исторических изображений – в лицах и событиях – некоторыми не признавались, и с их стороны раздавались протесты. Эти протесты приобретали особую силу в тех случаях, когда иконопочитание сопровождалось суеверными обычаями, или обращалось в идолатрию.

 С течением времени число лиц, высказывающихся против иконопочитания не только не уменьшалось, но возрастало. Благоприятную почву для них создавали суеверия и неправильности в иконопочитании. Иконоборцы были и среди духовенства – даже епископов – и среди светских лиц. У них была особая идеология, которая выражена в определении иконоборческого собора 754 г. Отсюда видно, что гонения на иконы, предпринятые императорами-иконоборцами в 8 в. не есть явление совершенно неожиданное и при встрече с ним едва ли справедливо останавливаться в полном недоумении. Как ближайший повод к борьбе императоров с иконопочитанием, монашеством и пр. указывают на стремление их устранить влияние духовенства на жизнь государства. Господствовавшее до иконоборцев политическое направление можно назвать в условном смысле церковным, или вернее, клерикальным, понимая под этим словом такую политику, которая интересы духовенства принимает во внимание более, чем требования и задачи самой церкви.

Кратко внешнюю историю иконоборческих смут можно представить в таком виде. Гонения на иконы, начатое Львом Исавром (716-741), преодолено было и велено с особой энергией его сыном Константином Капронимом (741-770), не было отменено официально и его внуком Львом Хазаром (770-775). Иконопочитание было восстановлено при Ирине (775-802) и поддерживаемо было при ее приемниках Никифоре (802-811) и Михаиле 1 (811-813). Вновь началось гонение на иконопочитателей при Льве Армянине (813-820) и продолжалось при Михаиле 2 (820-829) и Феофиле (829-842). После чего иконопочитание было окончательно утверждено в церкви при Феодоре (843).

Императора Льва Исавра, менее всего можно представить атеистом. В722 году он издал приказ о необходимости креститься иудеям и монтанистам. Вероятно он был не менее религиозен, чем всякий другой византиец; но он не был мистиком. Указ его против икон был издан только в 726 г., т. к. летом этого года произошло извержение на Средиземном море. В этом увидели гнев Божий за почитание икон, и на особом совещании императора решили начать борьбу с иконопочитанием. Преследователями иконопочитателей был епископ Наколий Константин, еп. Клавдиопольский Фома и Ефесский митрополит Феодосий. Эллада и Цикладские острова ответили императору отказом в верноподданстве. Римские папы Григорий 2 и 3 были также против императорского эдикта.

Сильным обличителем иконоборцев выступил Иоанн Дамаскин. Вскоре после издания эдикта 726 г. им было написано 3 слова в защиту икон. Против императорского эдикта выскозался и патриарх Герман Константинопольский. Лев думал сначала склонить его на свою сторону и не лишал кафедры до 730 г.; уверившись в твердости его убеждений, заменил его Анастасием.

Его сын Константин Капроним, воспитанный в иконоборческих началах, был ревностным продолжателем дел отца. Однако не так скоро он решился на осуждение иконопочитания на соборе. Лишь через 12-13 лет, в 754 г. он созвал в Константинополе собор из 338 отцов. И на нем было отвергнуто иконопочитание.

После собора 754 г. открылись гонения против икон, иконопочитателей и особенно против авторитетных и сильных защитников их. Энергичными защитниками иконопочитания явились монахи, и преследование на них обрушились с особенной силой. При Льве Хазаре (775-780), хотя гонения на иконы не было прекращено, преследования монахов прекраратилось. Они даже были допущены к занятию кафедр.

После смерти Льва власть перешла к его супруге Ирине (780-802). Она была, напротив, ревностной почитательницей икон. Иконоборческий патриарх Павел оставил Константинопольскую кафедру и ушел в монастырь. На его место был возведен Тарасий на условии утверждения иконопочитания на вселенском соборе.

Собор был открыт 7 авг. 786 г. в Константинополе, но был сорван солдатами. Новый собор был созван в Никее только через год. На нем был рассмотрен вопрос об иконах, собор 754 г. был исследован и осужден. Затем было определено 22 правила или канона относительно дел церковных. Одно из них заповедает делать живописные иконные изображения. "Чем чаще, при помощи икон, Господь и Бог и Спаситель наш Иисус Христос или непорочная Владычица, или честные ангелы и все святые и праведные мужи делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самих прообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобзание, почитание и поклонение…»

После собора 787 г. иконоборчество еще не теряло надежды на торжество и время от времени делало попытки восстановление своего господства в церкви.

Одна из таких успешных попыток была предпринята в царствование императора Льва 5 Армянина (813-820), популярного полководца. В военной среде иконборческие тенденции были еще очень распространены. В мае 814 г. Лев поручил молодому ученому Иоанну Грамматику подобрать святоотеческие места против икон. В конце этого ода солдаты-иконоборцы подвергли поруганию икону Спасителя над воротами дворца. Император велел убрать ее и вообще, поднять иконы повыше, чтобы их не чествовал народ. Патриарх Никифор отказался сделать это и ночью устроил собор из 70 епископов, завершившийся молитвой во храме св. Софии.

На другой день Никифор должен был явиться к царю; его сопровождали участники собора. Один из них – Федор Студит – обратился к царю со смелой обличительной речью. Для осуждения Никифора был составлен собор. Он был признан незаконным и лишен кафедры, а в марте 815 г. был сослан.

Приемником ему был выбран Феодор Каситер – государственный сановник. Феодор Студит, устроивший торжественный ход с иконами вокруг своего монастыря 25 марта, не признал нового патриарха. После Пасхи, в апреле 815 г., патриарх собрал собор в Софийском храме, отверг 2 Никейский собор и признал собор 754 г. На защитников иконопочитания теперь было открыто гонение. Кара постигла многих монахов, епископов. Сенаторов, патрициев и простых мирян. Их подвергали бичеванию и истязанию.

Лев был убит в 820 г. Его место занял Михаил (820-829), человек индифферентный к религиозниы делам. Сын его Феофил (829-842) сочувствовал иконоборцам. Известный Иоанн Грамматик сделался при нем патриархом.

Феодора, жена Феофила, была иконопочитательницей и, по смерти мужа, позаботилась о восстановлении икон. Иоанн Грамматик должен был оставить кафедру, на которую был возведен монах Мефодий. Под его председательством был созван собор. Он восстановил светлую память 2 Никейского собора 787 г. и 7 вселенского.

Таким образом, иконопочитание было укоренено в восточной церкви.

Категория: История | Добавил: blagovestnik | Теги: иконы
Просмотров: 925 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Форма входа

Спасение:

Гocпoдь Ииcyc, я нуждаюсь в Тебе. Благодарю Тебя за смерть на кресте за мои грехи. Я открываю дверь моей жизни и принимаю Тебя как моего Спасителя и Господа. Благодарю Тебя за прощение моих грехов и за дар вечной жизни. Возьми мою жизнь в Свои руки. Сделай из меня такого человека, каким Ты хочешь меня видеть. Благодарю Тебя, Великого Бога: Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

Поиск

Пожертвования на сайт:

Webmoney WMZ: Z263055837556

Webmoney WMR: R830766825903

Орфография

Система Orphus

Внимание!

Все материалы, находящиеся на данном сайте, были найдены в сети интернет, как свободно распространяемые или добавлены пользователями сайта. Если вы являетесь автором материала и вы против появления его на этом сайте ( либо против размещения его в таком виде) , пожалуйста, напишите администратору .

Облако тегов

Block title


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0